В Ираке вновь гремят взрывы. Около 100 человек погибли, сотни получили ранения. Кто виновник новой волны террора, прокатившейся по стране, кем поддерживаются террористы, кто их вооружает и финансирует? Почему многострадальный Ирак вместо восстановления разрушенного длительной войной народного хозяйства в угоду США втягивается в новую гонку вооружений, а миллиарды иракских нефтедолларов вновь перетекают в американские банки? На эти и другие вопросы ищет ответы ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Станислав Иванов.
Как известно, 9 сентября 2012 года, 16 мощных взрывов прогремели почти одновременно в различных населенных пунктах Ирака: от города Киркук на севере до города Басры на юге. Около 100 человек погибли, сотни получили ранения. Жертвами террористов стали как военнослужащие, рекруты силовых структур, так и мирные граждане. В городе Насирия заминированный автомобиль взорвался у здания французского консульства.
Аналитик Али аль-Хайдари считает, что "эскалация насилия и террора в стране связана с нехваткой технического оснащения и недостатками в работе разведслужб". Эти факторы наряду с другими, якобы, позволяют террористам использовать тактику "стреляй, взрывай и убегай". Вот почему, по его мнению, "блокпосты и военные объекты становятся легкими мишенями для нападающих".
С этим утверждением можно согласиться лишь частично. Действительно, иракские правоохранительные органы пока не в состоянии эффективно противостоять атакам террористов.
Но главные вопросы: кто эти террористы, кого они представляют, кем поддерживаются в стране и за рубежом, кто их вооружает и финансирует, почему именно 9 сентября синхронно прогремели сразу 16 взрывов – остаются пока без ответа. Есть основания предполагать, что последние трагические события в Ираке, так или иначе, связаны с эскалацией вооруженного конфликта в Сирии.
Похоже на то, что борьба за власть в этом, соседнем с Ираком, государстве вступает в свою решающую фазу и стороны, заинтересованные в скорейшем свержении режима Б.Асада, стремятся любыми путями усилить его изоляцию на международной арене.
Монархии Персидского залива не останавливаются перед использованием в своих интересах бывших иракских функционеров
Непосредственным поводом к террористической активности в Ираке могло послужить открытие воздушного пространства страны для иранской транспортной авиации.
Такое решение иракских властей, открывающее воздушный коридор Тегеран - Дамаск было весьма негативно воспринято, прежде всего, непосредственными "спонсорами" сирийской оппозиции: Саудовской Аравией и Катаром.
Ни для кого не является секретом, что по линии спецслужб и неправительственных организаций эти страны поддерживают весьма прочные связи и контакты с арабо-суннитским меньшинством в Ираке.
Причем в своем стремлении противостоять пришедшему к власти в Ираке арабо-шиитскому большинству монархии Персидского залива не останавливаются перед использованием в своих интересах бывших иракских функционеров партии Баас, отставных сотрудников силовых структур Саддама Хусейна, сохранившиеся ячейки "Аль-Каиды" и местных ваххабитов.
Именно эти группировки и являются основой террористического подполья в Ираке. Сегодня можно констатировать, что иракские власти не прилагают достаточных усилий для снижения уровня террористической угрозы за счет вовлечения в мирный процесс арабов-суннитов и амнистии бывших сторонников С.Хусейна.
Судя по масштабам вспышки насилия в стране 9 сентября текущего года, она могла быть подготовлена и инспирирована с помощью иностранных спецслужб.
Не случайно, американские эмиссары в Багдаде накануне настоятельно рекомендовали иракским властям организовать досмотр иранских воздушных судов, следующих через территорию Ирака в Сирию, чтобы исключить перевозку на них грузов военного назначения.
Премьер-министр Нури аль-Малики не выполнил большинства своих обещаний и договоренностей с другими политическими силами страны
Безусловно, при этом не снимается вины за неспособность нейтрализовать деятельность вооруженных боевиков и защитить свое население от терактов и с самого правительства Нури аль-Малики.
Похоже на то, что в стремлении оставаться у власти как можно дольше этот иракский лидер своими действиями или бездействием лишь усугубляет общую ситуацию в стране.
Назначенный с большим трудом не без давления со стороны США вновь на пост премьер-министра, Н.аль-Малики не выполнил большинства своих обещаний и договоренностей с другими политическими силами страны.
Как уже отмечалось выше, арабы-сунниты так и не заняли пропорционально своей численности места в новом госаппарате и обществе, курды не смогли в полной мере реализовать заложенные в новой конституции страны свои права и свободы и выражают готовность провозгласить независимость своего региона, радикальные арабо-шиитские группировки юга страны также не скрывают своего недовольства политикой аль-Малики.
В условиях отсутствия как таковой внешней угрозы и на фоне продолжающей террористической активности бандподполья, нерешенности большинства социально-экономических задач, разрушенной войной инфраструктуры, перебоев с подачей электроэнергии и воды, высокого уровня безработицы правительство аль-Малики пошло на массированные закупки новых тяжелых вооружений и боевой техники в США. В 2011 году Ирак закупил в США партию из 36 истребителей F-16 IQ. Первую партию самолетов иракцы получат уже в сентябре 2014 года. Пилоты ВВС Ирака, которым предстоит управлять американскими истребителями F-16 IQ Fighting Falcon, пройдут подготовку в США.
Ирак закупил в США партию из 36 истребителей F-16 IQ
В общей сложности обучение на базе 162-го истребительного крыла Национальной гвардии США в Аризоне пройдут обучение 27 иракских офицеров. В настоящее время подготовку в Аризоне проходят два пилота из Ирака.
Основной курс подготовки рассчитан на шесть-восемь месяцев, по истечении которых пилоты смогут пройти дополнительную подготовку или сдать экзамены на инструкторов.
Помимо истребителей, в контракте предусмотрена поставка дополнительного оборудования и вооружения к самолетам. Заказанные Ираком истребители являются урезанной модификацией самолетов F-16 Block 50/52, состоящих на вооружении США.
Так, иракские F-16 IQ будут поставляться с более слабыми радарами APG-68(v)9 и устаревшими вариантами ракет AIM-9L/M-8/9 Sidewinder, AIM-7M-F1/H Sparrow и AGM-65D/G/H/K Maverick.
В общей сложности Ирак уже заказал в США вооружения и военной техники на 12 млрд долл. Иракцы получат также американские бронетранспортеры, боевые машины пехоты и танки.
Ранее Минобороны Ирака также намеревалось купить у США радиолокационные средства и системы противовоздушной обороны.
В последующие годы планируется довести общую сумму импорта американских вооружений для нужд иракских силовых структур до 32 млрд долл. США.
Таким образом, многострадальный Ирак вместо восстановления разрушенного длительной войной народного хозяйства и ускоренного решения социально-экономических задач в угоду США втягивается в ничем не оправданную новую гонку вооружений, миллиарды иракских нефтедолларов вновь перетекают в американские банки.
Такая, ничем не оправданная, ускоренная милитаризация страны ведет не только к дальнейшей радикализации иракского общества, но и вызывает явное непонимание и настороженность со стороны соседнего Ирана.
При этом наибольшее опасение политикой "пушки вместо масла" высказывают иракские курды, которые не исключают повторения времен С.Хусейна, когда центральное иракское правительство не останавливалось перед применением артиллерии, авиации и бронетехники против курдских повстанцев.
В условиях нарастания внутрииракских противоречий и роста социальной напряженности Ирак постепенно втягивается во все большее региональное противостояние, где США с помощью своих союзников и партнеров в лице монархий Персидского залива и Турции стремятся любыми путями ускорить свержение режима Б.Асада в Сирии и усилить давление на Иран.
Имевшие место новые масштабные теракты 9 сентября 2012 года являются попыткой оказать очередное давление на иракские власти, чтобы вынудить их отказаться от помощи Сирии и Ирану в складывающихся условиях.