Премьер-министр Нури эль-Малики собирается на этой неделе в Нью-Йорк, где проходит генеральная Ассамблея ООН. Он в отсутствие президента Джалала Талабани, который еще не закончил лечение, будет представлять Ирак. Это однозначно шаг в сторону усиления позиций Малики, которому предстоит встреча с президентом США Бараком Абамой и консультации в Вашингтоне.
Вашингтон – Багдад – Эрбиль образуют жесткий треугольник, в рамках которого идет притирка позиций сторон, которые имеют различные интересы, у них разные цели, но они связаны общей цепью, рамками Ирака, который в отличие от Югославии и Советского Союза продолжает демонстрировать свою жизнеспособность. США заинтересованы в сохранении территориальной целостности Ирака. Они уже не раз заявляли эту позицию. Ни Эрбиль, ни Багдад, не говоря уже об их окружении, не готовы к разводу. Тем более, что мирно согласовать условия этого процесса не только между собой, но и соседями не удастся.
Надо признать, что противостояние между Багдадом и Эрбилем дает американцам дополнительные рычаги влияния на Ирак, поэтому они заинтересованы, чтобы это противостояние в приемлемых формах продолжалось и, более того, стало конструктивным элементом здания иракской государственности, а для этого ни одна сторона не должна перегибать палку. Безусловно, Малики необходимо найти компромисс и с суннитами, поскольку то состояние отношений, которое существует на нынешний день, иначе как конфронтацией не назовешь. Поэтому президент Обама в свою очередь, скорее всего, попросит Нури эль-Малики прислушиваться к суннитской оппозиции и к курдам. США важна позиция Багдада по Сирии.
Встреча с Обамой на фоне антиамериканских протестов в исламском мире не будет иметь того же публичного резонанса, на который можно было рассчитывать в августе. Но подтверждение лояльности в этот момент она также значит немало, тем более, что лояльность Багдада под вопросом. В силу того, что влияние Ирана слишком ощутимо, а авиационный транзит иранских военных грузов в Сирию через территорию Ирака скрыть невозможно. В какой-то мере Ирак оправдывает только то, что у него нет авиации, которая позволяла бы контролировать воздушное пространство.
Премьер-министр Малики нуждается в американской поддержке, поскольку Багдад хотел бы, прежде всего, чтобы США урезонили Турцию, которая взял сильный крен в сторону Эрбиля, а не согласованная с Багдадом поездка министра иностранных дел Турции Ахмета Давидоглу в Киркук в принципе может рассматриваться как демонстрация агрессивной позиции Турции по отношению к переменам на севере Ирака, которые давно стоят на повестке дня. Нури эль-Малики хотел бы от США более жесткой позиции, а не одних "советов Госдепартамента" в отношении американских нефтяных компаний, которые игнорируют запреты Багдада на прямую работу с Эрбилем по освоению нефтяных месторождений Курдистана.
Еще один важный вопрос: Ираку нужна помощь США, чтобы окончательно вернуть себе полноправный международный статус, который он еще не обрел, несмотря на десять лет после свержения Саддама Хусейна.
Стратегически важный Ирак, набирающий объемы добычи нефти, имеющий избыточные финансовые ресурсы, поскольку из-за соображений безопасности и из-за общего состояния экономики не может освоить эти огромные средства от продажи нефти, обладает рядом важнейших военно-политических и экономических преимуществ, которые сегодня крайне нужны США, поэтому Малики есть, что предложить США.