Более ста тысяч убитых мирных граждан, почти распавшееся государство и перспектива длительной гражданской войны. Ирак подводит итоги 9-летнего военного присутствия сил США и коалиции
18 декабря последний американский конвой пересек границу Ирака и Кувейта. Президент Обама выполнил свое предвыборное обещание. Комментируя завершение военной операции, он подчеркнул, что американские солдаты уходят "с высоко поднятой головой". Иракцы заявляют, что армия США не оставила ничего, кроме раздора и "выжженной земли".
19 декабря суд Ирака выдал ордер на арест вице-президента страны, главы суннитской партии "Аль Иракия" Тарика Аль-Хашеми. Премьер-министр Ирака, шиит Нури аль Малики обвинил его в попытке захвата власти. Сам Хашеми сейчас находится в Курдском автономном районе на севере страны и отрицает всякие обвинения в свой адрес. Тем не менее трех его охранников схватили в аэропорту Багдада. Произошло почти на следующий день после того, как США вывели последнее военное подразделение с территории Ирака. Таким образом открытое противостояние шиитов и суннитов – которое предрекали и которого так опасались – фактически перешло в активную фазу.
Интервенция США и войск союзников в Ирак началась в 2003 году. Формальным поводом стали разведданные (как потом оказалось - ошибочные) о наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения. При этом президент Буш санкционировал ввод войск в Ирак без разрешения Совета Безопасности ООН. За последствия этого шага пришлось отвечать уже его преемнику – Бараку Обаме. Скорейшее окончание военной операции было одним из главных его приоритетов. В начале декабря Обама заявил, что в иракской войне поставлена точка и США могут сосредоточиться на других вызовах:
"Уход из Ирака позволит нам сосредоточить свои усилия на Афганистане, привести "Аль-Каиду" к поражению и лучше подготовиться ко всем возможным вызовам, которые нас ожидают".
Одним из таких вызовов может стать проблема военных расходов. Сама военная операция обошлась американскому бюджету в один триллион долларов. Однако еще около трех триллионов составят непрямые расходы, отмечают эксперты. Это и финансирование военных баз в сопредельных странах, оплата медицинских страховок вернувшимся солдатам и другие расходы. В том числе – финансирование внутренних иракских сил безопасности. Глава Пентагона США Леон Панетта, закрывая военную миссию в Багдаде, заявил, что местные власти и силы правопорядка готовы действовать самостоятельно:
"Мы осуществляем эту передачу власти и напоминаем Ираку, что в лице Соединенных Штатов он имеет верного союзника и друга. И все жизни, принесенные в жертву в этой войне, были принесены не напрасно".
С уходом американцев для Ирака действительно настанет новый период, согласны эксперты. Однако ни о каком мире речь не идет, отметил эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко:
"Сейчас можно с очевидностью говорить, что Ирак развален на части. Курды уже существуют совершенно автономно. Будут межконфессиональные столкновения. Образуется большой вакуум силы, который попытаются заполнить наиболее активные политические силы Ирака. Это радикальные исламисты шиитского толка, различные группировки суннитов, некие союзы племен центрального Ирака".
Гражданская война в Ираке фактически идет все эти годы, уверен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. И в ближайшее время изменится лишь ее характер:
"Гражданская война в Ираке не прекращалась с того момента, как режим Саддама Хусейна пал. И то, что она приобрела некоторый вяло текущий характер, связано с тем, что противоборствующие стороны намерены нанести основной удар друг по другу после ухода американцев. Это будет война всех против всех и скорее всего приведет к коллапсу Ирака. Так называемое мировое сообщество может лишь констатировать этот факт, постаравшись купировать все проблемы, которые в дальнейшем будут исходить с территории Ирака на дальних подступах".
По подтвержденным данным, жертвами военных действий в Ираке стали более 100 тысяч мирных жителей. Несколько миллионов иракцев стали беженцами. Военная интервенция США отрицательно сказалась и на всем регионе, отметил Сергей Демиденко:
"Во-первых - активизация радикального ислама. Во-вторых - экспорт нестабильности. Ирак стал источником распространения различного рода гуманитарных угроз, эпидемий. Через Ирак прошел еще один маршрут наркотрафика и нелегального вооружения из Афганистана в Европу и так далее".
Евгений Сатановский считает, что ошибочная интервенция американцев в Ирак сыграла на руку лишь врагам США - Ирану и "Аль-Каиде":
"Единственный противовес Ирану в регионе, саддамовский Ирак, оказался разгромлен. "Аль-Каида" укрепилась на территории Ирака после свержения Саддама. Вторжение США поставило Ирак под влияние Турции и Ирана. Саудовская Аравия добивается усиления влияния, пытается воспользоваться недовольством суннитов центра страны, которые из правящего меньшинства оказались меньшинством угнетаемым.Происходят постоянные погромы религиозных меньшинств – к примеру христианская община Ирака фактически находится на грани уничтожения. Теракты на территории страны происходят ежедневно, практически во всех районах, даже в так называемой зеленой зоне, в правительственном квартале. Ирак сегодня является одной из наиболее опасных территорий Арабского Востока".
Местные силы правопорядка – о чьей роли в устройстве мирной жизни с таким пафосом говорил глава Пентагона - абсолютно недееспособны, указывает Сергей Демиденко:
"Еще в процессе создания американцам пришлось пережить много неприятных моментов. Там и воровство было масштабное, и целые подразделения были укомплектованы "мертвыми душами". Тем более армия всегда была четко разделена по этноконфессиональному признаку. В свое время сунниты находились на руководящих должностях, а шииты были солдатской массой".
Официально войска Пентагона ушли с территории Ирака. Однако в стране остаются несколько тысяч бойцов частных военных компаний. Они останутся в качестве военных советников. Однако деятельность их практически не регламентируется, отмечают эксперты. И, возможно, они будут играть определенную роль во внутрииракском противостоянии.
Фото: EPA