Давным-давно в СССР был напечатан роман американского писателя Роберта Уоррена "Вся королевская рать". Я, как и вся страна, с интересом прочитала эту книгу. Видимо какие-то ассоциации и аналогии, какие-то чувства и мысли всплыли в памяти сегодня в связи с теми событиями, которые происходят в Курдистане, среди курдов и вокруг курдов.
Конечно же, я ни на что и, ни на кого, Боже упаси, не намекаю. Это было бы смешно и нелепо, тем более что нет таких уж явных аналогий.
Не буду пересказывать сюжет. Тот, кто читал, наверняка помнит, а кто не читал, почитайте. Скажу только, что слово "рать" в данном контексте подразумевает "люди". И совсем коротко: это роман о лидере, так и не ставшем лидером, о политике вообще и о политике-демагоге в частности, о предательстве и несостоятельности, о слабости духа, об ответственности за судьбу и жизнь людей, за будущее, за мечту и веру в себя.
Последние слова этой книги: "А мы снова уйдём, чтобы держать ответ перед всемогущим Временем".
Но мы, курды, пришли не для того, чтобы уходить. Да сколько можно уходить? Так недалеко и до забвения. Сегодня мы наконец-то пришли, чтобы остаться и состояться, мы пришли, потому что таково веление Времени и таково веление и надежды народа курдского.
Курдистан бурлит, Курдистан поднялся, Курдистан вселяет надежду!
Всё так, но вместе с тем происходит нечто, что пугает, озадачивает и разочаровывает.
Что не так? Что?
Может всё дело в наших непомерных амбициях или в наших нетерпеливости и нетерпимости?
Нет! Со всем этим у нас всё в порядке. Амбиции ровно такие, на какие мы имеем абсолютное право, да и в остальном никто не может нас упрекнуть.
А может курды заигрались в демократию, в приверженность высоким идеалам братства и дружбы, упёрлись в какое-то больное, буквально с придыханием, уважение к Конституции, во всё то, что сегодня, уж простите за грубость, не катит?
Это что, плохо?
Думаю, это стало опасно. Для курдов опасно.
Нельзя быть чистеньким и справедливым, правильным и праведным в мире, где царит ложь, лицемерие, предательство, где с лёгкостью отказываются от данного слова, где нож в спину – это норма, где деньги и утром и вечером, а про стулья никто не хочет даже и вспоминать.
Почему по отношению к нам, курдам, никто не испытывает столь же трепетных чувств, какие мы проявляем ко всем, почему нам так не рады, почему мы как кость в горле у многих? Почему мы так доверчивы? Неужели мы не видим, что нас пытаются использовать, разыграть нашу карту в своих, то есть чужих и чуждых нам интересах?
Вопросов много, но не на все есть у меня ответы. Тема уж больно сложная.
Уверена, курдам надо играть по тем же правилам, которые сегодня востребованы. Не мы их вводили и не нам их отменять.
Знаю, что не все со мной согласятся, но есть и такие, которые согласятся. Я о Киркуке и обо всех других спорных территориях. У меня нет даже и тени сомнения, что мы должны были вцепиться зубами в каждую пядь, в каждый сантиметр курдской земли. К чёрту /извините!/ любую Конституцию, которая ни в грош не ставит курдов, и которую ни в грош не ставят сами власти Ирака, любую 140 статью, всех арабов, турок и американцев вместе со всей Европой. Уважать и считаться с теми, кто ну никак и нисколечко не уважает тебя, кто заигрывает с тобой как кошка с мышкой, кто слопает тебя, не поперхнувшись, даже не смешно. Это очень опасно!
Это наша земля и наши богатства. Наш народ там жил всегда, до библейских времён. Он был изгнан оттуда и планомерно уничтожался диктатором по имени Саддам Хусеин. Наш народ там умирал и страдал. Киркук для курдов – это целая Вселенная. Нетленная память и бессмертные души наших предков взывают к нам.
Ну, вот скажите-ка на милость, что бы с нами сделали? Да ничего. Мы должны были показать всем нашу силу, наше бесстрашие, показать, что мы готовы ради этого бастиона идти на "последний и решительный бой", любой ценой. Но вместо этого мы расшаркались ножкой и вышли из Киркука. И не один раз, как все помнят. А на слабых, податливых и обиженных, как известно, воду возят.
Саддам восстал из мёртвых. И сегодня кованый армейский ботинок баасистского генерала, арабская военщина маршируют в курдском Киркуке.
Мы не королевская рать, мы рать Курдистана, мы народ Курдистана!
И мы хотим, чтобы никто и ничто не обманул наши надежды. Надежда – дама хрупкая.
12 ноября прозвучало новое заявление Президента Барзани. Он сын своего отца, он мудр и прозорлив, он интеллигентен и терпелив. И он сделал всё, и даже больше, чем сделал бы любой другой на его месте. Никто не может и не сможет его упрекнуть. И он перевернёт эту страницу. Он обещал это своему народу!
Курдистан не просто большой, он ещё и очень разный и разнообразный. Да и курды, как выясняется, уж очень разные. Впечатление, что на севере, юге, востоке и западе живут четыре разных народа.
На Юге, наряду с гигантским прорывом в социальной, культурной, экономической сфере, сформировалось поколение "пепси, дорогих вилл и шикарных машин". Это поколение расслабленных и набриолиненных. Сегодня в Курдистане это недопустимо. Много проблем, очень много нерешённых вопросов. Сегодня у курдов только одно право и одна обязанность – засучив рукава строить свою страну и своё будущее.
Что происходит в Сирии, в Западном Курдистане?
Картина пёстрая, запутанная. Гибнут люди, всё разрушено и заброшено. И как на пиру во время чумы, справляют свои тёмныё и опасные делишки предатели и прохвосты всех мастей. Много и тех, кто просто "без царя в голове", есть и такие, кто недалёк умом, плохо разбирается в ситуации, и хотят получить свои дивиденды / Бог мой! Какие?/ здесь и сейчас. Мохнатая рука Турции, турецкий почерк очевиден. Но есть и истинные патриоты, для которых курды и Курдистан превыше всего. Это те, кто посвятил свою жизнь своему народу, и будет идти до конца. Я знакома с некоторыми из них и знаю, что говорю. Впрочем, знаю и других, предателей. А такими казались славными. Н-да!
Восточный Курдистан! Родина Исмаил-ага Симко, Кази Мухаммеда, Касемлу, Шарафкенди не даёт нам усомниться, что "пепел Клааса" /это ставшее крылатым выражение означает безграничную любовь к Родине, готовность отдать жизнь за землю, за народ, за язык, за свободу/ стучит в каждом курдском сердце. "Пепел Клааса стучит в моей груди"!
Я преклоняюсь перед курдами Севера. Турецкий Курдистан! Здесь живут, ведут борьбу не на жизнь, а на смерть, страдают, голодают, погибают, поднимаются с колен, идут вперёд, не сгибаются, не боятся, не отчаиваются, не сомневаются и не сдаются курдские мужчины и женщины, безусые юноши и молоденькие девушки, старики и дети, горожане и сельские жители. Они лучшие из лучших. Я очень надеюсь на них. И я горжусь ими.
Про различные диаспоры я и не знаю даже что сказать. Здесь - всяк сам себе курд или - всяк сам себе езид. И такая царит среди некоторых дремучесть, что диву даёшься. А ведь сколько талантливых, высокообразованных, очень продвинутых, состоявшихся, очень уважаемых людей. Но имеет место некое равнодушие к тому, что можно назвать ёмким словом – курдскость. Люди очень плохо знают свою историю, культуру, традиции, многообразие религий и даже язык. Вот такая вот печальная реальность.
Выскажу мысль очевидную. Самое увлекательное и захватывающее путешествие – это путешествие в мир знаний. Это доступно всем. Навряд ли можно стать богатым и даже не всегда будешь счастливым, но человеком точно будешь, и не будешь шарахаться из стороны в сторону, не будешь смешным и жалким, не будешь ничего о себе сочинять, бледнеть и заикаться. И на прямой вопрос о том кто ты, дашь прямой ответ. Знаете, это дорогого стоит. И тогда могут открыться те двери, которые были наглухо закрыты. Интеллект и чувство собственного достоинства – весомый инструмент! Но, ещё не вечер! Многое обнадёживает и многое радует уже сейчас.
Надежда – дама не только хрупкая, она ещё и бессмертная!
Теги: Аза Авдали, Курдистан, курды