Ричард Лоу стоит перед дилеммой, о которой нефтяники могут только мечтать: что ему делать с 14 млрд. баррелей сырой нефти?
Компания г-на Лоу, "Gulf Keystone", нашла нефть на месторождении Шейхан в иракском Курдистане в 2009 году. Это было одним из крупнейших мировых открытием более чем за 20 лет.
Растянутые на много миль холмов недалеко от турецкой границы, Шейхан огромен. Тем не менее, его огромный размер является проблематичным. "Большой вопрос - с чего начать", говорит г-н Лоу, менеджер по бурению "Gulf Keystone". "Поле слишком большое".
Нефтяные находки, подобные Шейхану, сделали Курдистан, автономный регион на севере Ирака, одним из крупнейших в мировой нефтяной промышленности. Он привлек $ 10 млрд. инвестиций иностранных нефтяных компаний - огромное количество для страны, в которой живут только 4,9 млн. человек.
"Это почти единственное место на Ближнем Востоке, где частный сектор может исследовать девственные территории", говорит Тони Хейворд, бывший исполнительный директор "BP", который управляет в Курдистане исследованиями "Genel Energy".
Первоначально регион был площадкой для авантюристов - маленьких пиратов с большим аппетитом к риску. Но теперь сюда переходят большие мальчики. За прошедший год "ExxonMobil", "Chevron" и "Total" захватили 45 млрд. баррелей нефти, лежащей под Курдистаном.
Ашти Хаврами, министр природных ресурсов Курдистана, прогнозирует волну консолидации количества операторов в регионе, по его словам, оно вскоре сократится с 50 до 20 или менее. "Мы движемся от небольшого и красивого к большому и великолепному", сказал он в интервью "Financial Times".
Крупные нефтяные компании приходят, несмотря на несколько сомнительную правовую среду. На протяжении многих лет Курдистан вовлечен в ожесточенный спор с центральным правительством Ирака о том, кто владеет нефтью в регионе. Багдад говорит, что Региональное правительство Курдистана, или КРГ, не имеет полномочий на подписание контрактов с западными энергетическими группами, и объявил их незаконными.
В апреле 2012 года КРГ приостановило поставки сырья из региона в знак протеста против задержки Багдадом выплат $ 1,5 миллиардной задолженности перед операторами в Курдистане.
С тех пор обстоятельства улучшились. В августе КРГ перезапустило экспорт в качестве жеста доброй воли и, спустя месяц, центральное правительство согласилось выплатить деньги иностранным компаниям. Курдские власти взаимно согласились на увеличение экспорта.
"Gulf Keystone" возобновил производство на Шейхане после почти пятимесячного перерыва. "Это огромное облегчение, что мы можем начать все заново", говорит г-н Лоу. Около 30 танкеров в день грузится на Шейхане, передавая нефть на местные НПЗ.
Сентябрьское соглашение выглядит необычным, ведь оно, кажется, признает легитимность контрактов КРГ. Г-н Хаврами говорит, что Багдад понял, что важнейшим приоритетом было убедиться, что потоки нефти были возобновлены в полном объеме - независимо от того, какие компании ее производят и при каких контрактах. "Теперь Курдистан должен экспортировать нефть, и мы должны получать доход", говорит он. "Любые трудности в извлечении запасов нефти не в пользу Ирака". Он назвал эту сделку "беспроигрышной".
Не трудно предсказать, что Курдистан сидит на обильных ресурсах. На северной стороне месторождения Шейхан г-н Лоу показывает посетителям, как нефть сочится из скалы известняка.
Иракские геологи знали о потенциале региона. "Эти поля были обнаружены 30 или 40 лет назад", говорит г-н Лоу. Оставить их неиспользованными было, по его словам, частью политики игнорирования, чтобы держать курдское население в плохих экономических условиях. Вместо этого, Ирак сосредоточился на огромных месторождениях вокруг Басры и Киркука.
Это стало дало курдов преимуществом. "Если бы эти запасы нефти были разработаны 30 лет назад, все пошло бы в пользу Саддама Хусейна и его семьи", говорит дипломат из Эрбиля. "Это единственное, за что курды благодарны Саддаму".
И только после 2006 года, когда г-н Хаврами был назначен министром, нефтяная промышленность Курдистана действительно взлетела. Ему приписывают создание нефтяного сектора Курдистана - с его сложной договорной и нормативной базой - с нуля.
"Это удивительное достижение в трудных условиях", говорит один дипломат.
В отличие от нефтяных месторождений на юге Ирака, которые связаны экспортными трубопроводами с заливом, Курдистан застрял, не имея выхода к более широким рынкам. Этот район был в значительной степени неисследованным, и не было уверенности в праве региона подписывать контракты.
Но, по мнению г-на Хаврами, конституция Ирака от 2005 года, согласно которой нефть и газ страны "принадлежат иракскому народу во всех регионах и управлениях", ими выполняется. Он начал выделение блоков на разведку месторождений по соглашениям о разделе продукции - контрактам, которые предлагают нефтяным компаниям потенциал для отличной прибыли.
Первоначально на приманку клюнули небольшие компании, но их успех воодушевил более крупных конкурентов. Г-н Лоу говорит, что семь из 10 поисково-разведочных скважин, пробуренных в Курдистане, являются коммерчески успешными.
Присутствие нефтяных компаний расширилась, и Курдистан быстро изменился. В первые дни Эрбиль был провинциальной глушью, как и весь Ирак, где власти появлялись только на пару часов в день. В городе был один приличный отель, "Sheraton", построенный в конце 1970-х годов. Это было похоже на "пограничный город Дикого Запада", вспоминает один инженер-нефтяник, который жил там в то время.
Теперь город находится на подъеме. Самолеты бизнесменов прилетают в новый международный аэропорт Эрбиля из Дубая, Вены и Стамбула. Пятизвездочные отели возвышаются над городским пейзажем, усеянным кранами и огромными строительными площадками.
Темпы развития будут увеличиваться. В 2008 году в Курдистане было только три буровых установки. В этом году их 24, а в следующем году будет 40. В следующем году производство около 200.000 баррелей в день, достигнет 250000. К 2015 году Курдистан рассчитывает на экспорт 1 млн. б/с.
Для достижения этой цели понадобится реконфигурация экспортной инфраструктуры региона. В настоящее время контролируемый Багдадом трубопровод страдает от недостатков. Многие считают, что Курдистан будет строить свои трубопроводы в Турцию, отдавая ей полный контроль над экспортом. Если это произойдет, КРГ будет получать доходы от нефти непосредственно из Турции, а не из Багдада.
Это даст КРГ экономическую независимость, которой курды жаждут уже давно, опираясь на близкие отношения, развивающиеся между Курдистаном и его соседом, Турцией.
"Курдистан собирается стать важным фактором мировых поставок нефти к концу этого десятилетия - возможно, раньше", говорит г-н Хейворд.
Гай Хазан, "Financial Times"
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, КРГ, нефть, Ашти Хаврами, Gulf Keystone, Genel Energy, ExxonMobil, Chevron, Total, Басра, Киркук, Саддам Хусейн, Турция