Борьба за власть в Сирии приобретает все более ожесточенный характер, создалась даже видимость какой-то тупиковой ситуации, когда правительство не в состоянии подавить вооруженные выступления оппозиции, а у последней не хватает сил для решающего штурма и захвата власти в Дамаске.
Но если посмотреть на ситуацию в этой стране и вокруг нее несколько пошире и на более отдаленную перспективу, то шансов у режима Башара Асада удержаться у власти становится все меньше, время работает явно не на него.
Сторонников Б.Асада внутри страны со временем не прибавляется. С ожесточением обреченных на стороне правящего режима сражается лишь часть военнослужащих, в основном из арабо-алавитского меньшинства, выходцем из которого и является клан асадов (10 % населения), представители баасистской партийной верхушки и многочисленных спецслужб.
Оппозиция опирается на арабо-суннитское большинство (около 60 % населения), исламистские группировки, в ее рядах значительное число перебежчиков из сирийской армии, добровольцы и наемники из других арабских и исламских государств. Курдское национальное меньшинство (10 % населения) пока сохраняет нейтралитет и защищает свои анклавы, как от боевиков оппозиции, так и от присутствия правительственных войск. Курды заявляют, что они будут сотрудничать с любым режимом в Дамаске, который гарантирует им национальные права и свободы, равные с арабским большинством, или предоставит им статус автономии.
Еще более драматичной складывается внешняя ситуация вокруг Сирии, которая оказалась как бы в международной изоляции или блокаде. Практически все арабские страны, США, Турция, Франция, другие страны НАТО и ЕС поддержали сирийскую оппозицию, главными спонсорами ее стали Саудовская Аравия и Катар. Финансовая, материальная и военная помощь сирийской оппозиции несопоставима с возможностями и резервами правящего режима. Попыткам оказать какую-либо реальную помощь режиму Башара Асада со стороны России и Ирана препятствует отсутствие наземных коммуникаций. Воздушные коридоры контролируются Израилем, Турцией и Ираком, морское сообщение прервано в связи с масштабными боевыми действиями.
В этих условиях российское руководство пытается политико-дипломатическими мерами влиять на события в Сирии и вокруг нее. Учтя негативный опыт принятия резолюций Совета Безопасности ООН по Ливии, под прикрытием которых были осуществлены массированные ракетно-бомбовые удары по Ливии, а затем и зверская расправа над главой государства Муаммаром Каддафи, Россия довольно твердо выступает против любых попыток протаскивания в Совете Безопасности ООН аналогичных резолюций по Сирии.
Позитивными шагами являются и инициативы МИД России по контактам с сирийской оппозицией. Такие встречи помогают лучше узнать ситуацию в стране и взгляды противников Б.Асада на будущее Сирии. И, если на первых порах, Москва пыталась сыграть роль посредника и посадить за стол переговоров противников и сторонников режима Башара Асада, то похоже, что сейчас иллюзии на примирение сирийских противоборствующих сторон в Кремле постепенно сходят на нет.
Применение сирийскими правительственными войсками авиации, танков и артиллерии против отрядов оппозиции, в результате чего пострадало также и мирное население, превратились в руины города и населенные пункты, погибло около 40 тысяч человек, сотни тысяч ранены, число беженцев приближается к миллиону – все это не оставило шансов режиму Б.Асада хоть в какой-то форме сохраниться или интегрироваться в новые властные структуры. Скорее всего, после ожидаемой смены режима в Дамаске к власти придут группировки арабов-суннитов умеренно исламистского толка, типа сирийского крыла "Братьев-мусульман". В таком случае, функционеры нынешнего режима, армейская верхушка и руководство спецслужб вряд ли могут рассчитывать на продолжение своей государственной и военной службы. В лучшем случае, на них распространится, так называемый, "запрет на профессии", а в худшем – им придется отвечать перед судом за совершенные преступления против своего народа. Примерно так поступили с баасистами в соседнем Ираке.
Исходя из реально складывающейся в Сирии обстановки, Россия на данном этапе сосредоточила свои дипломатические усилия на призывах и обращениях к обеим сторонам конфликта прекратить напрасное кровопролитие и решить вопрос о власти в стране мирным путем.
Одновременно, Москва довольно твердо выступает против какого-либо вмешательства внешних сил во внутрисирийский конфликт, прежде всего, Саудовской Аравии, Катара и Турции. Весьма важным в этом плане оказался визит Президента России В.В.Путина в Турцию в первой декаде декабря 2012 года, где стороны обсудили ситуацию в Сирии и премьер-министру Р.Эрдогану были высказаны озабоченности российской стороны по поводу предстоящего размещения в районе турецко-сирийской границы дополнительных комплексов ПРО "Пэтриот". Можно полагать, что в ходе этих переговоров Россия рекомендовала Турции воздержаться от вмешательства во внутренние дела Сирии. Ни для кого не является секретом, что в приграничных с Сирией турецких районах существуют военные лагеря сирийской оппозиции, где формируются не только подразделения боевиков из числа перебежчиков и дезертиров сирийских вооруженных сил, но и из числа, так называемых, арабских и исламских добровольцев ("Воинов джихада", "Воинов аллаха", "Аль-Каиды" и других международных террористических группировок). Они беспрепятственно пересекают турецко-сирийскую границу и бесчинствуют на сирийской территории.
В России с большой настороженностью восприняли и сообщения иностранных СМИ о срочной переброске военнослужащих США в Ирак и Кувейт, якобы под предлогом защиты этих государств на случай возможного дальнейшего обострения ситуации в Сирии и Иране.
Какие бы еще шаги можно было предпринять, чтобы Россия все-таки "сохранила свое лицо" и при любом развитии ситуации в Сирии смогла и дальше развивать сотрудничество с этой страной? Ведь нельзя забывать, что это, по сути дела, один из последних "островков" российского влияния и традиционного присутствия России на Ближнем Востоке.
Очевидно, что по официальным каналам (Кремль, МИД России) было бы целесообразно продолжить контакты с Башаром Асадом и его окружением, вместе искать наиболее безопасный и бескровный выход из сложившейся ситуации, например, путем передачи власти в стране новому правительству в течение "переходного периода".
Одновременно, активизировать связи и контакты с сирийской оппозицией, Лигой арабских государств (ЛАГ) и другими заинтересованными в скорейшем мирном разрешении сирийского кризиса сторонами. Как представляется, для России крайне важным остается роль посредника в сирийском конфликте и стратегической задачей на будущее является сохранить и упрочить нормальные отношения со всеми странами на Ближнем Востоке.
Установить по линии неправительственных российских организаций более тесные связи и контакты с максимально большим спектром сирийских общественных и религиозных объединений (мусульманских, христианских, курдских, армянских, выпускников советских и российских ВУЗов, других).
Инициировать в Совете Безопасности ООН обсуждение повестки дня по путям и способам скорейшего прекращения насилия и кровопролития в Сирии, вплоть до предложения осуществить в этих целях миротворческую операцию.
Оказывать населению Сирии и сирийским беженцам в сопредельных странах (Турция, Ирак, Ливан, Иордания) гуманитарную помощь по всем возможным направлениям.
Только активная внешняя политика российского государства с привлечением всех возможных элементов гражданского общества и неправительственных организаций на сирийском направлении могут дать положительный эффект и способствовать повышению роли и значения России на международной арене.
"Мир и политика", 10.12.2012
Теги: Станислав Иванов, Сирия, Башар Асад, Сирийский Курдистан, Курдистан, курды, США, Турция, Франция, НАТО, Израиль, Ирак, СБ ООН, Ливия, Муамар Каддафи, Россия, Саудовская Аравия, Катар, Владимир Путин, Аль-Каида, МИД РФ, ЛАГ