С переходом Иракского Курдистана от разведки к экспорту его огромных запасов нефти и газа, мировые рынки пытаются осмыслить его перспективы.
Регион, получивший автономию после американского вторжения и падения диктатора Саддама Хусейна в 2003 году, находится на примерно 45 миллиардах баррелей нефти, а доказанные запасы газа составляют 110 триллионов кубических футов.
Энергетически бедная соседняя Турция жадно смотрит на огромные неиспользованные богатства, не имеющего выхода к морю, а экономическое будущее иракского Курдистана блестит черным золотом.
"Сотрудничество между правительством Курдистана (КРГ) и Турцией по передаче нефти и газа на мировые рынки укрепит наши связи, поскольку энергетические рынки нуждаются в свободе, прозрачности и безопасности поставок", заявил заместитель министра энергетики Турции Селахаттин Чимен на конференции по энергетике, прошедшей в Эрбиле в этом месяце.
"Выход КРГ на мировые поставки будет глотком свежего воздуха для мировых рынков", сказал он.
Но вместо свежего воздуха облака войны маячат над одним из самых нестабильных регионов в мире, который граничит с Турцией, Ираном и Сирией.
На протяжении многих лет лидеры КРГ находятся в конфликте с центральным правительством в Багдаде, которое выступает против любых независимых усилий со стороны курдов экспортировать свои подземные богатства.
Иностранные компании вовлечены в исследования в Курдистане, несмотря на предупреждения со стороны Багдада внести в черный список фирмы, работающие в регионе. Турция, основной потенциальный покупатель курдских нефти и газа, взволнованно наблюдает, как курды создают свои энергетические поля, с помощью таких транснациональных корпораций США, как "Chevron" и "ExxonMobil".
Но теперь, когда КРГ делает переход от исследования к поиску покупателей и маршрутов для экспорта нефти и газа с курдских территорий, Багдад серьезно активизировал попытки подорвать эти перспективы, разжигая напряженность и предупреждая о возможной арабо-курдской войне.
Противостояние между Эрбилем и Багдадом начались в ноябре после того, как премьер-министр Ирака Нури аль-Малики создал силы "Dijla", взявшие на себя контроль над безопасностью на спорных северных территориях. Курды, которые также утверждают свое право на богатые энергетическими запасами земли, развернули тысячи своих собственных сил пешмарга, а в прошлый понедельник президент КРГ Масуд Барзани приказал войскам надеяться на мир, но быть готовыми к войне.
Ранее в этом месяце аль-Малики, который резко выступает против растущей экономической независимости КРГ, продемонстрировал "игру мышцами", когда управление воздушным движением в Багдаде отказало в посадке в Эрбиле самолету, на борту которого находился министр энергетики Турции Танер Йылдыз, который должен был вылететь для участия в курдистано-иракской конференции по нефти и газу.
Малики предпринимает попытки возродить отношения Анкары и Багдада, пытаясь предлагать собственную нефть и газ Ирака, и намекая, что если Турция хочет получить в свои руки энергетические богатства Курдистана, она должна обратиться к нему.
"Нефть и газ Курдистана найдут свой путь на международные рынки," заявил премьер-министр КРГ Нечирван Барзани на конференции в Эрбиле. "Наши планы по строительству трубопровода движутся вперед", добавил он.
До сих пор, перспективы крупных нефте-и газопроводов из Курдистана в Турцию остаются мечтами.
"Я не думаю, что когда-либо в истории была ситуация, когда газовые месторождения находились бы по соседству с нуждающейся в них страной. Этой страной является Турция", говорит эксперт Фридберт Пфлюгер. "Независимо от того, что думают другие, это отличный шанс (для Курдистана)," сказал он, добавив, что одной из тем, обсуждавшихся на конференции был газопровод из Курдистана, окончание строительства которого ожидается в 2015 году.
Аналитики подтверждают, что Турция является единственной реальной возможностью для Курдистана и Ирака в достижении международных рынков. Кроме того, Турция сама является огромным потенциальным рынком, по некоторым оценкам, возмещая импортом почти все свои потребности в нефти и газе.
"Курдистан является нашим соседом здесь, на нашей границе", сказал Мехмет Сепил, руководитель турецкой фирмы "Genel Energy". "То, что мы приносим всю эту энергию - особенно газ, - имеет большой смысл. Моя страна отчаянно нуждается в ней".
В соответствии с сообщениями международных СМИ, "Genel Energy" планирует финансировать нефтепровод из Курдистана в Турцию. Эксперты ожидали, что Йилдыз, чьему самолету было отказано в посадке в Эрбиле, объявит о сделке во время конференции.
Но Джон Робертс, специалист по энергетической безопасности "Platts", заявил в интервью "Rudaw", что строительство трубопровода без согласования с федеральным правительством в Багдаде вызовет целый ряд осложнений.
"Является ли это соглашением между Эрбилем и Багдадом? - в этом случае нет никаких проблем. Или вы просто полагаетесь на соглашение между Эрбилем и Багдадом?", спрашивает он.
"Да, вы можете построить нефтепровод, это не особенно трудно. Но вы построите и политический багаж, который к нему прилагается", сказал Робертс.
Он добавил, что КРГ может использовать существующую инфраструктуру и малый трубопровод из Дахука в Турцию для экспорта небольших объемов газа, однако, для увеличения экспорта необходимы крупномасштабные инвестиции.
Дженнифер Кулидж, исполнительный директор "CMX CMX Caspian & Gulf Consultants Ltd., заявила, что КРГ в настоящее время занимается обеспечением газом собственных нужд, но как только станут доступны излишки газа, "будущие возможности, которые существуют (у КРГ), подорвут торговлю России, Азербайджана и Ирана на турецком рынке".
По словам Дональда МакДональда, менеджера "Chevron" в Ираке, очевидно, что инфраструктуры пока не существует. "Это зависит от газа, который будет найден в будущем", сказал он, отметив заявления чиновников КРГ о том, что их основная работа сфокусирована на внутреннем потреблении газа, и только избыточное производство будет рассмотрено в качестве экспорта.
Добавляя веса оппозиции Багдада против отдельных энергетических сделок Курдистана, Соединенные Штаты также дали понять, что не поддержат такие соглашения.
"Не существует большого желания принять или поддержать отдельные энергетические стратегии. Мне кажется, что эта ситуация начинает меняться, но пока это мало повлияло на расчеты Вашингтона", сказал Росс Л. Уилсон, бывший посол США в Турции.
Ранее в этом месяце, пресс-секретарь Государственного департамента США Виктория Нуланд отметила, что Соединенные Штаты не поддерживают прямых энергетических сделок КРГ.
"Мы не поддерживаем экспорт нефти из любой части Ирака без соответствующего одобрения иракского правительства. Мы призываем правительство Ирака и региональное правительства Курдистана продолжать пытаться работать над их разногласиями", сказала Нуланд.
Саймон Хендерсон, эксперт по энергетике мозгового центра США в Вашингтонском институте ближневосточной политики, указывает в своей статье на то, что Соединенные Штаты могут опасаться, что эрбильско-багдадские противоречия будут угрожать единству Ирака. "Единство Ирака, а также независимость его шиитского большинства от иранского контроля, может быть поставлено под сомнение", писал он.
"Чтобы избежать этого, Вашингтон должен повторять в Эрбиле и Анкаре, что он не будет мириться с режимом отдельного экспорта по трубопроводам между КРГ и Турцией. Но он должен столь же ясно дать понять в Багдаде, что только американское давление будет держать экспорт углеводородов и, в конечном счете, Курдистан в целом, под эгидой центрального правительства", заявил он.
Но Хендерсон также предостерег от жесткой позиции Багдада.
"Багдад должен идти на компромисс с курдами, чтобы удержать их поток нефти и их регион в Ираке. Любая попытка осуществить полный, навязанный федеральный контроль над всеми аспектами разработки углеводородов в стране обречена на провал".
"Если Багдад проявит гибкость, все обернется прибылью, а Ирак останется единым", заключил он.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, КРГ, нефть, Турция, Саддам Хусейн, США, Селахаттин Чимен, Иран, Chevron, ExxonMobil, Нури аль-Малики, Масуд Барзани, Dijla, Нечирван Барзани, Мехмет Сепил, Genel Energy, Росс Уилсон, Виктория Нуланд