Безусловно, Джалал Талабани является одной из главных фигур для постсаддамовской истории Ирака. Многое - и на локальном уровне в непростом тандеме Эрбиля и Сулеймании, и разрешение множества проблем на уровне Багдада - было связано с Талабани. Прекрасный переговорщик и мастер компромисса, проводивший свою челночную дипломатию в стране, разделенной этническими и конфессиональными линиями и предрассудками, он продемонстрировал, что он не заменим в раздираемом этими противоречиями Багдаде.
Его роль велика и в Курдистане, поскольку, как бы то ни было, он принадлежит к старой партийной гвардии, которая прошла через все испытания, выпавшие курдам во второй половине XX века. Это был кровавый век для курдского народа, любая политическая ошибка, случись она в Багдаде, Эрбиле или Сулеймании стоила тысяч жизней простых людей. Ситуация, к сожалению, остается такой и сегодня. Основные задачи курдского национально-освободительного движения, одним из высших лидеров которого в течение десятилетий является Джалал Талабани, еще не решены, и нынешний Курдистан – это только плацдарм для дальнейшей борьбы, независимо от того, пойдет ли он по самостоятельному пути, или будет оставаться автономией в составе Ирака. Курды по-прежнему идут на краю пропасти, поэтому очень тревожно слышать сообщения о тяжелом состоянии здоровья Джалала Талабани. Все последние дни он пытался ослабить напряженность в отношениях Курдистанского региона и центрального правительства Ирака. Ему удалось создать условия для нового раунда переговоров между Эрбилем и Багдадом. Хочется надеяться, что из-за тяжелой болезни президента Ирака намеченное соглашение не сорвется...
Джалалу Талабани – 79 лет, и с раннего детства это были трудные, полные риска годы борьбы, когда, приговоренный к смерти в Ираке, Талабани и не мог всерьез подумать о спокойной старости в кругу семьи. Каждый день для ветеранов курдского движения мог стать последним, поэтом здоровье никто не берег: вот где пассионарность била через край.
Когда Джалал Талабани стал президентом Ирака, он был очень болен, и в последние годы часто оказывался в госпиталях, но всегда возвращался в строй. С Джалалом Талабани связаны надежды на федеративное будущее Ирака. Сейчас эта перспектива под вопросом, не только потому что путь к ней крайне сложен, но и потому что в Ираке нет другого политика, который может соединять, удерживать вместе почти несовместимое – арабов, потерявших абсолютную власть, и курдов, уже вкусивших вкус свободы.
Не хочется забегать вперед, рассматривая пути выхода из нынешнего политического кризиса, в который Ирак погружается еще сильнее из-за тяжелого состояния Джалала Талабани, просто хочется пожелать ему сил, здоровья, чтобы выйти из этой сложной ситуации, ведь ему удавалось это не раз.
Теги: Вадим Макаренко, Джаляль Талабани, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан