Полагаю, многие из курдов, большинство из курдов, как езидов так и мусульман, плохо разбираются во всех тех противоречиях, хитросплетениях, столкновениях, а порой и дури, которые имеют место быть в отношениях между этими двумя составляющими курдского сообщества, курдского народа.
А ведь народ – не беззащитный ягнёнок, которого можно приносить в жертву.
Будучи езидкой, то есть, родившись в езидской семье, я мало что знаю о езидизме. И не потому, что мне это не интересно и не важно. А потому, что тема эта очень плохо освещена, мало объяснена, покрыта таким слоем загадочности, недоговорённости и таинственности, что многие просто ограничиваются констатацией факта, что они езиды. А вот рассказать внятно и доходчиво, грамотно и правдиво, а главное, честно о езидизме, увы, таких я не встречала.
Люди элементарно невежественны по поводу своей идентификации. Путаются в понятиях. Да, написано много о езидизме. Но сколько разночтений и разных мнений. Справедливости ради надо сказать, что подобная ситуация и среди всех народов. Просвещённость и образованность вовсе не господствуют в социуме, в любом. Причин более чем достаточно. Быть бы живу, не до жиру.
Я уже писала о том, что для меня, как, впрочем, и для многих, религия и вера - не одно и то же. Езидизм для меня, как любая религия, это, если можно так сказать, этнокультурный феномен. Эта та мощь, тот оплот, который позволяет сохраниться, выжить и понимать своё отличие от других. Отличие, но не превосходство. Это касается не только езидизма. Это касается всех религий. Претензии на избранность недопустимы и опасны.
Езидизм - это та сфера, те знания и откровения, которые раскрывают и объясняют характер и ментальность нашего народа, его древность и значимость, его достижения и притягательность.
К сожалению, в силу многих причин, не состоялась консолидирующая роль езидизма или того миропонимания, той философии, той духовности, которая предшествовала езидизму и из которой езидизм вышел, в истории нашего народа. Древнейший из народов, имя которому – курды, создал уникальную космогонию, собрал феноменальные знания и накопил бесценный опыт. Но беда в том, что сегодня многое утеряно, а сколько украдено и искажено. Сколько мифов и легенд сплетено вокруг нашего народа, не всегда комплиментарных.
И, тем не менее, у нас есть возможность, у нас есть обязанность сохранить наше многообразие, совокупность всех тех знаний, которые есть в нашей культуре, в нашей духовной и нравственной традиции. Это залог и гарантия нашей состоятельности и нашего примирения.
Езидизм и ислам – не только разные религии, это и разные образы жизни, разные традиции и разное самовыражение. Но кто сказал, что во взаимоотношениях этих двух миров нет точек соприкосновения? Конечно, религиозные различия в курдском обществе весомы, к сожалению. Но они не настолько глубоки как представляется и как хотелось бы некоторым. Точек соприкосновения так много, что никто и ничто не смогли и никогда не смогут разрушить нашу общность, нашу единую блистательную культуру, объединяющий нас наш великий, такой богатый курдский язык, нашу единую Душу.
В нынешнем состоянии взаимоотношений этих двух частей курдского народа есть огромный и обнадёживающий позитив. Но есть и так ловко внедряемый некими силами инструментарий раскола и вражды. Это очень чувствительный и больной вопрос. Углубление этого процесса приближает ситуацию к пропасти. Последствия могут быть драматическими и необратимыми. Это уже было в нашей истории. И не единожды. И тогда, когда мы собирали себя по кусочкам, когда ужас и горе сковывал и леденил наши души и надежды, наши враги потирали руки и замирали в кровавых ухмылках.
Курды – народ, разделённый на различные религии. Что в этом плохого? Это только плюс. Это нас обогащает, это нас выделяет. И сегодня, в такой судьбоносный период нашей истории, все курды, независимо от места проживания, от исповедуемых ценностей, от веры и религии, от приверженности тем или иным культурным традициям, должны понимать, что у каждого из нас есть Миссия. Это объединение, единство и согласие всего нашего народа. Сегодня нет места противостоянию, мести, а главное глупости и дикости.
Помимо веры и религии, которые призваны созидать и примирять, и быть гуманистическими, общество, народ, если хочет состояться и идти вперёд, должен иметь и использовать в своём арсенале прежде всего национальные интересы.
Курды – часть мирового сообщества. И только с этих позиций мы должны строить свою страну, своё будущее. В этом будущем должно быть место всей нашей богатой культуре, нашим наречиям, нашим верованиям, нашей истории. Только так мы имеем шанс быть успешными и состоятельными.
Есть много того, что может нас разъединить. Но, знаете ли, ровно это же может нас и объединить. Всё зависит от нас самих, от нашей воли и понимания сути нашего предназначения и нашей жизни. У нас есть близкие и дорогие люди, у нас есть семьи, есть дети и внуки, есть и должно быть будущее для всего нашего народа. И если мы это не осознаем, нас поглотят, проглотят и сотрут в порошок. Легко.
Я разделяю печаль и боль Тосна Рашида по поводу страшного происшествия с езидской девочкой. Моя печаль также горька. Но я пытаюсь посмотреть на это с другой стороны. Всё, что произошло с этим ребёнком, называется мерзким словом "педофилия". И никак не иначе! И караться это должно быть жестко, а я бы предпочла, жестоко. Случаев, подобных этому, множество. Реакция властей оставляет желать большего.
Курдское общество, чего уж скрывать, находится под влиянием традиций, которые считаются там приемлемыми. Скажу честно, хочу написать совсем другие слова, дать волю злости и гневу. Но когда я думаю о том, что творят и всегда творили люди на протяжении всей своей истории, в любой стране, в любом обществе, независимо от национальности, от веры, от положения, да от всего, и никогда никакое животное, никакая зверюга этого не сделают, у меня опускаются руки. Подобное происходит в человеческом обществе. Но если где-то это осуждается, преследуется и карается, то в другом месте - это норма.
Власть в Курдистане должна отдавать себе отчёт, если моральное состояние общества не будет радикально перестроено, если дикие традиции и порядки не будут разрушены, если закон будет вялым и недоношенным, а сама власть невнятной и слабой, никакие декларации, никакое позиционирование и даже никакие углеводороды не спасут. Ну, а пока всё оставляет желать лучшего и большего.
В случае с езидским ребёнком нет факта ненависти между езидами и мусульманами. Относительно недавно езиды дико расправились со своей дочкой за то, что она полюбила мусульманина.
Уверена, всё это будет преодолено. Нужно время. Мы меняемся. Потому что мы хотим меняться, и мы готовы меняться.
Очень важно не произнести тех слов, даже очень правильных и уместных, которые будут подхвачены прохвостами и провокаторами всех мастей. Вот уж действительно – "слово не воробей, вылетит – не поймаешь"!
Мои мысли и моя позиция созвучны с позицией Рзгана Гердензери в вопросе политики власти по отношению к езидам. Это, безусловно, прорыв. Но и езиды должны быть более активными, знать свои права, добиваться их и не быть в арьергарде. Большая и важная работа. Многое сделано, и многое ещё предстоит.
Теги: Аза Авдали, курды, езиды, мусульмане