Искусственно созданная атмосфера настороженности, буквально нависшая с самого начала над всей программой, чуть было не снизила статус визита Барзани в Россию до почти конфиденциального и неформального уровня.
Лишь благодаря состоявшейся встречи Барзани с Путиным визит, наконец, приобрел официальный характер и политическую значимость. И тем не менее, основные российские СМИ, как по команде, не проявили должного внимания к визиту высшего должностного лица автономного региона Южный Курдистан.
Цель приезда делегации КРП во главе с президентом Барзани в Москву была известна и предварительно согласована – дать старт четко обозначенным двусторонним политико-дипломатическим связям и конкретному экономическому сотрудничеству, конечно, в рамках межгосударственных отношений между Ираком и Россией. Для многих и многих миллионов курдов в Ираке, а также Турции, Иране, Сирии и на постсоветской территории данный визит является огромным историческим и политическим событием, а значит оно должно было стать важным информационным поводом для проявления хотя бы профессионального любопытства со стороны лучших представителей журналистского, издательского и телевизионного сообщества России.
Президент и правительство Южного Курдистана, как известно, осуществляют в условиях относительной свободы активную и успешную внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность в мире в полном соответствии с Конституцией страны и в интересах автономного региона и всего Ирака. Визит Барзани в Россию по приглашению Президента нашей страны, несомненно, будет иметь достаточно позитивный результат, но насколько он окажется эффективным сказать сложно, потому что все зависит от качества исполнения достигнутых договоренностей. Высокопоставленным представителям соответствующих ведомств и учреждений в России, обеспечивавшим организацию этого визита и ответственным за дальнейшее взаимодействие сторон, не следует столь серьезно принимать во внимание необоснованные и антиконституционные претензии Иракского правительства по поводу якобы "чрезмерной" самостоятельности автономного региона и слишком опасаться возникновения напряженности в отношениях с Багдадом. Надо уверенно проводить геополитически весьма значимые для России переговоры с администрацией Южного Курдистана в открытой обстановке взаимовыгодного делового партнерства. Неужели Россия не может позволить себе то, что давно, откровенно и даже бесцеремонно практикуется многими государствами, в том числе Турцией, установившей фактически прямые отношения с Южным Курдистаном?
Надо уважать и защищать прежде всего престиж и национальные интересы России, а уж потом думать об "этно-конфессиональных" и внутриполитических амбициях авторитарной правящей власти в Ираке. Порядочность, компетентность и надежность Иракского правительства были недавно продемонстрированы по итогам подписания в Москве большого контракта на поставку различных видов российской военной техники. Пример этот достаточно убедительный, чтобы сделать определенный вывод о государстве, правительстве и премьер-министре Ирака. Одной "ногой" России не устоять в Южном Курдистане. Либо надо переносить туда вторую "ногу" и стабильно развивать двусторонние отношения по всем направлениям, либо – оставаться на "болотистом" юге Ирака, рискуя дождаться в скором времени полного коллапса этого государства и этой страны, возможно, даже раньше, чем установится мир в Сирии.
Будем надеяться, что начавшиеся двусторонние связи между Россией и Южным Курдистаном перерастут в более существенные и весомые политические, экономические и культурно-гуманитарные отношения. Вспомним, что мировое сообщество фактически признало Южный Курдистан единственным регионом разваливающегося и раздираемого Ирака, где обеспечивается высокая степень безопасности, социально-экономической стабильности, развития промышленного производства, сферы услуг и торговли. Российский бизнес не имеет правдивого представления об истинной инвестиционной привлекательности, финансовой эффективности и коммерческой рентабельности экономики Южного Курдистана. Если внимательным взглядом окинуть ближайшую среднесрочную перспективу, когда вокруг независимого Южного Курдистана образуются три курдских автономных региона в Турции, Сирии и Иране, то станет совершенно ясно, что России сегодня ставку на Ближнем Востоке надо делать на очень мощный военно-политический и экономический потенциал курдского фактора – мирную освободительную борьбу сорокамиллионного народа, умеющего в любых условиях как достойно и адекватно обороняться, так и честно дружить и сотрудничать.
Теги: Мураз Аджоев, Россия, Курдистан, Владимир Путин, Масуд Барзани, КРГ, Иракский Курдистан, Ирак, Сирия, Турция, Иран, Сирийский Курдистан, Турецкий Курдистан, Иранский Курдистан