В Российской Федерации с официальным визитом находился президент Иракского Курдистана Масуд Барзани, которого сопровождали секретарь Совета безопасности Масрур Барзани, министр природных ресурсов Ашти Хаврами, министр иностранных дел Фалах Мустафа, министр строительства и реконструкции Камран Ахмед Абдулла и другие представители регионального правительства. Иракский Курдистан включает в себя три северные провинции Ирака и является субъектом федерации с широкими правами и полномочиями. Регион называют оазисом стабильности на фоне высокого уровня террористической активности в арабских провинциях центральной и южной части Ирака.
Россия одной из первых установила прямые отношения с Иракским Курдистаном, открыв в его столице, городе Эрбиле, генеральное консульство. Сегодня регион получил широкое международное признание, на его территории аккредитовано около 30 иностранных дипмиссий, сотни торгпредств и кампаний. Масуда Барзани на регулярной основе принимают в США, странах Евросоюза, Турции, Иране и других странах.
У НАС НЕТ ДРУЗЕЙ ИЛИ ВРАГОВ
Российское руководство по сложившейся еще со времен СССР традиции поддерживать отношения только с центральными правительствами долгое время колебалось, приглашать ли в Москву от имени президента России главу Курдистанского региона Ирака.
Просчитывалась и возможная реакция со стороны соседних Ираку, дружественных России стран – Сирии, Ирана и Турции, где курдские многомиллионные меньшинства находятся в угнетенном положении и вынуждены с оружием в руках отстаивать свои национальные права и свободы.
Взвешивались все аргументы "за" и "против", было и опасение, что в Багдаде визит могут воспринять как поддержку сепаратистских настроений в Ираке. Ведь накануне, в конце 2012 года, в Москве с официальным визитом побывал премьер-министр Ирака Нури аль-Малики (араб-шиит), который всячески пытался отговорить высших должностных лиц России от приема в Москве Масуда Барзани и заключения с Курдистанским регионом прямых торгово-экономических соглашений. Этот визит запомнился широко разрекламированными российско-иракскими сделками в области военно-технического сотрудничества. Якобы иракцы подписали контракты на закупку российских вооружений на общую сумму в 4,2 млрд. долл., которые предусматривали поставку Багдаду истребителей МиГ-29М/М2, бронетехнику, системы ПВО, в частности, 42 комплекса "Панцирь-С1", а также 30 боевых вертолетов Ми-28НЭ. Каково же было удивление в Москве, когда вскоре пришли сообщения из Багдада о намерениях иракцев отменить или пересмотреть эти сделки по причине подозрений в присутствии в них коррупционной составляющей. Не исключено, что именно этот шаг центральных иракских властей подтолкнул Кремль к реализации ранее направленного приглашения Масуду Барзани посетить Российскую Федерацию.
Примечательно, что визит иракского гостя в Москву начался с открытия мемориальной доски на доме, в котором в 50-е годы прошлого века жил в вынужденной эмиграции отец Масуда Барзани, признанный лидер курдского национально-освободительного движения генерал Мустафа Барзани.
В последующие дни состоялись встречи президента Иракского Курдистана с президентом России Владимиром Путиным, министром иностранных дел Сергеем Лавровым, главой "Газпрома" Алексеем Миллером. Якобы в августе 2012 года "Газпром нефть" уже подписала с региональным правительством Иракского Курдистана соглашения о разделе продукции на двух блоках, ресурсный потенциал которых суммарно оценивается в 500 млн. тонн нефтяного эквивалента. По сообщениям источников российской компании, на этот раз стороны рассмотрели перспективы дальнейшего взаимодействия "Газпрома" и нефтегазовых компаний региона в области геологоразведки, разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. В рамках культурной программы гости встретились с российскими учеными Института востоковедения РАН и посетили Санкт-Петербург.
В ходе двусторонних переговоров стороны обсудили внутриполитическую ситуацию в Ираке, Сирии, регионе в целом, состояние и перспективы торгово-экономических отношений между Иракским Курдистаном и Россией, в первую очередь в энергетической области и сотрудничество в научной и образовательной сферах. Примечательно, что во встрече Барзани с Лавровым принял участие и федеральный министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари.
У ПРЕЗИДЕНТА НЕПРОСТЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПРЕМЬЕРОМ
Как известно, одним из главных факторов, дестабилизирующих ситуацию в Ираке, является внутренняя и внешняя политика правительства Нури аль-Малики, который своими действиями или бездействием провоцирует все более широкие народные массы на новые акции протеста и демонстрации. Причем Малики умудрился испортить отношения не только с курдами, но и с арабами-суннитами, и даже со своими единоверцами из числа арабов-шиитов. Правительство Нури аль-Малики все больше превращается в замкнутый чиновничий аппарат, погрязший в коррупции. Несмотря на то что уровень добываемой нефти превысил довоенные показатели (годовой импорт превысил 90 млрд. долл.), в стране катастрофически не хватает электроэнергии, отмечаются перебои с подачей воды, нет жилья, школ, больниц, разрушена инфраструктура, ежедневно совершаются теракты, убийства и похищения людей, на улицах гремят взрывы.
В свое время в условиях затянувшегося на многие месяцы кризиса власти Масуд Барзани выступил с инициативой предоставить возможность именно Нури аль-Малики сформировать новое правительство, но при этом курдам давались гарантии выполнения всех положений новой Конституции страны, в том числе о федеративном государственном устройстве Ирака и мероприятиях по пересмотру административных границ так называемых спорных территорий северных провинций. Эти договоренности с аль-Малики были зафиксированы письменно накануне его назначения на пост премьер-министра на второй срок в так называемых Эрбильских соглашениях.
Саботаж со стороны премьер-министра Эрбильских соглашений вызывает растущее недовольство различных групп населения страны, в первую очередь курдов. К настоящему времени накопилась уже целая группа нерешенных проблем между Багдадом и Эрбилем, которые имеют тенденцию к своему дальнейшему обострению.
Прежде всего иракские курды требуют выполнения положений статьи 140 Конституции Ирака, которая предусматривает возвращение насильственно перемещенных Саддамом Хусейном лиц курдской и арабской национальностей к местам их прежнего проживания, после чего – проведение новой переписи населения так называемых спорных территорий и проведение референдумов среди их населения о будущей административной принадлежности этих районов. Как известно, в центре территориальных споров оказался богатый нефтью район провинции Таамим со столицей в городе Киркук, где около половины населения составляют курды (из 350 тыс. депортированных курдов пока вернулись обратно далеко не все). Не случайно, что именно в этом городе в последнее время гремят взрывы и совершаются убийства на межнациональной почве. Правительственные войска пытаются разместить здесь новые контингенты войск центрального подчинения, в ответ курды вводят на спорные территории свою национальную гвардию – бригады "пешмерга", уже были отмечены между ними вооруженные стычки.
Масуд Барзани также требует от аль-Малики скорейшего принятия нового закона о разведке и добыче полезных ископаемых (нефти и газа), так как до сих пор Багдад руководствуется законом еще саддамовских времен, а курды своим, принятым уже в постсаддамовское время. Курды считают, что они имеют полное право заключать новые договоры и соглашения с иностранными партнерами на разведку и добычу углеводородов, в то время как центральное правительство этого не признает. Например, те же контракты с российской компанией "Газпром нефть". Причем речь пока не идет о праве на получение денег от экспорта углеводородов, курды согласны, как и раньше, передавать их в государственный бюджет. Якобы их выгода будет заключаться в том, что они смогут более энергично привлекать инвесторов в регион, создавать новые рабочие места, совершенствовать инфраструктуру. В Эрбиле заявляют, что их устраивает сложившаяся практика, когда курдский регион получает, согласно пропорциональной численности своего населения, 17% доходов от суммарного экспорта нефти и газа из Ирака.
ОРУЖИЕ РАЗДОРА
Не менее острым является и вопрос о будущем вооруженных сил Иракского Курдистана "пешмерга", которые сегодня насчитывают около 20 мотопехотных бригад. Хотя ранее была достигнута договоренность между Багдадом и Эрбилем, что эти войска на правах национальной гвардии или пограничной стражи будут входить в состав национальных вооруженных сил, аль-Малики всячески препятствует этому. Багдад не выделяет достаточно средств для их содержания, незаметно пока и их перевооружение. Наоборот, центральные власти предложили передать Багдаду тяжелые вооружения и боевую технику (самолеты, вертолеты, танки, артиллерию), доставшиеся курдам в виде трофеев в ходе боев с войсками Саддама Хусейна. Одновременно аль-Малики попытался выдвинуть на ирако-турецкую границу, контролируемую курдами, воинские части из центральных районов. Можно полагать, что курдам вряд ли достанется что-либо из приобретаемого аль-Малики в США, Украине, Чехии и других странах огромного арсенала вооружений на общую сумму до 40 млрд. долл. Поскольку внешних противников у Ирака в настоящее время нет, то курды вправе опасаться, что это оружие может быть использовано против них во внутреннем конфликте.
По поводу положения курдов в Сирии Масуд Барзани подчеркнул, что Иракский Курдистан оказывает конкретную помощь беженцам из Сирии (по оценкам, их число уже достигло 75 тыс. человек) и выступает за мирное решение внутрисирийского конфликта без вмешательства внешних сил. Иракские курды надеются, что их сирийские братья смогут добиться равных с арабами прав и свобод в рамках нового сирийского государства.
В целом состоявшийся визит президента Иракского Курдистана в Москву можно расценить как стремление России играть более активную роль в Ираке и регионе этнического Курдистана. В сложившейся ситуации курс на развитие сотрудничества с Багдадом и Эрбилем как бы параллельно является, пожалуй, единственно верным и вполне оправданным. Благоприятный инвестиционный климат, потенциально богатые запасы углеводородов, правовая независимость и самостоятельность региона, относительно безопасные условия пребывания иностранцев на севере Ирака – все это стимулирует деловую активность в Иракском Курдистане. Подкупает и явное стремление иракских курдов восстановить традиционно доброжелательные, взаимовыгодные отношения с правопреемницей СССР – Российской Федерацией. Встреча на высшем уровне в Москве стала еще одним важным шагом на пути к международному признанию особого статуса Курдистанского региона Ирака. Единственно, что можно было бы пожелать российским официальным властям и СМИ – не замалчивать подобные визиты, не бояться реакции в стране и за рубежом на подобные важные события. Судя по всему, визит замолчали по указке сверху, как "в добрые советские времена". Стыдно становится за российские СМИ, которые вот уже несколько недель мусолят вояжи Депардье в РФ или скандалы вокруг звезд шоу-бизнеса и не находят мест для освещения таких важных исторических визитов.
Теги: Станислав Иванов, Курдистан, курды, Россия, КРГ, Масуд Барзани, Масрур Барзани, Фалах Мустафа, Камран Ахмед, Ашти Хаврами, СССР, Нури аль-Малики, Ирак, Иракский Курдистан, Мустафа Барзани, Владимир Путин, Газпром, Институт Востоковедения РАН, Сергей Лавров, Хошияр Зибари, шииты, сунниты, Саддам Хусейн, пешмерга, нефть, газ