Нечирван Барзани, премьер-министр Регионального правительства Курдистана в Ираке (КРГ), критикует Багдад за угрозы отменить контракты компаний, работающих на южных месторождениях нефти в стране, если они откажутся прекратить свои контракты с курдами.
"Вместо того, чтобы вынуждать компании выбрать между КРГ и Багдадом, в интересах Ирака больше сотрудничать с КРГ, чтобы сесть и найти решение", сказал Барзани в эксклюзивном интервью "Al-Monitor".
Его комментарии могут подлить масла в спор между КРГ и центральным правительством в Багдаде, которое утверждает, что полуавтономный Курдистан не имеет юридических полномочий для экспорта нефти и подписания соглашений для развития своего нефтяного сектора. Курды, однако, утверждают, что конституция Ирака дает им право делать это. Они уже подписали контракты с рядом международных компаний, в том числе с "Chevron", "ExxonMobil" и "Газпром". В январе министр нефти Ирака Абдул Карим Луайиби приказал "ExxonMobil" сделать выбор между работой в Курдистане и на юге Ирака.
"Такой подход Багдада, вынудившего "ExxonMobil" выбирать между Курдистаном и Ираком, на наш взгляд, является очень неправильным, потому что …нефть принадлежит всему Ираку", сказал Барзани. "Те компании, которые сейчас ведут дела с КРГ, знают наши права в конституции Ирака. Именно поэтому они пришли к КРГ".
Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, однако, утверждает, что курдская нефтяная политика грозит расколоть хрупкую федеральную государственность страны, искушая другие богатые нефтью регионы также начать заключение независимых сделок. Этот спор, наряду с более широкой проблемой безопасности, подрывает попытки Багдада увеличить добычу нефти, в настоящее время составляющую в среднем около 3 млн баррелей в сутки, и запланированную в размере более чем 8 миллионов баррелей в сутки к 2017 году.
"Если у вас одна часть страны занята производством, экспортом и продажей нефти, то Басра в южной части будет делать то же самое, и другие провинции будут делать то же самое, и это уже не будет составлять никакого государственного планирования", сказал Абдулла аль-Амир, главный личный советник Хусейна аль-Шахристани, заместителя премьер-министра Ирака по вопросам энергетики, в интервью "Al-Monitor". "Не будет доходов правительства, потому что каждая провинция будет делать, что хочет. Это противоречит конституции Ирака".
Амир сказал, что Курдистан должен представить все свои нефтяные контракты в Министерство нефти Ирака для утверждения, заявив, что в настоящее время доходы только от одной трети нефти КРГ передаются центральному правительству. "Не существует записей о том, что происходит с [другими] двумя третями производства, куда идут доходы, и по какой цене продается нефть", сказал он.
Ранее, в феврале, спор о платежах нефтяным компаниям, работающим в Курдистане, побудил иракский парламент на неопределенный срок отложить голосование по национальному бюджету. Некоторые законодатели призвали к урезанию долю бюджета Курдистана с 17% до 12%. Курды говорят, что они имеют право на 17% федерального бюджета, который финансируется в основном за счет продажи нефти, в том числе из Курдистана. Они утверждают, что Курдистан уже получает намного меньше.
"Наши 17%, после вычитания бюджета для офиса иракского президента, Министерства обороны и Министерства внутренних дел, ... на самом деле составляют 11,5% от общего бюджета Ирака", заявил Наузад Хани Мавлуд, губернатор провинции Эрбиль в интервью "Al-Monitor".
Напряженность уже была на подъеме до спора о бюджете. В декабре Курдистан остановил экспорт нефти через федеральный трубопровод, и вместо этого начал транспортировку нефти на грузовиках через границу с Турцией. Робин Миллс, руководитель консалтинговой компании "Dubai Manaar Energy” оценивает ее в размере от 10.000 до 20.000 баррелей в сутки. Эти цифры означают, что Курдистану предстоит долгий путь к достижению цели премьер-министр Барзани, - экспортировать около полумиллиона баррелей в день к концу этого года и 1 млн. в день к 2014 году.
"Чтобы иметь действительно самостоятельную отрасль, они должны либо иметь твердое соглашение с Багдадом.., либо иметь независимый трубопровод", говорит он.
Столкновения по нефтяным вопросам являются частью более крупной вражды между Курдистаном и шиитской арабской администрацией Ирака по поводу земель и автономии. "[Нефтяной спор] – это просто фронт более экзистенциального спора по федерализму, земле и власти", говорит на условиях анонимности американский нефтяной инвестор, работающий в Ираке. "Я думаю, что нефтяной вопрос является симптомом, а не причиной. До тех пор, пока он не будет представлять из себя демократию, Ирак не сможет быть единым, централизованным государством. Ни сунниты, ни курды не хотят централизованного контроля шиитов".
В конце прошлого года курды и Багдад развернули войска на спорной территории вдоль южной границы Курдистана. В последние недели этот район был потрясен волной взрывов, в том числе терактов. В богатом нефтью городе Киркуке погибли по меньшей мере 15 человек.
Несмотря на противостояние, премьер-министр Курдистана не ожидает, что конфликт перерастет в войну. "Может быть, будет напряженность и проблемы, но я не думаю, что они перерастут в войну", сказал Барзани. "Мы оба не глупы, поэтому войны не будет".
Робин Миллс согласен с этим прогнозом: "Конфликт будет иметь катастрофические последствия для обеих сторон".
Сейчас Багдад не может позволить себе воевать с курдами, считает губернатор Мавлуд, потому что он занят своими проблемами с соседней Сирией. По мнению губернатора, если режим президента Сирии Башара аль-Асада падет, мусульмане-сунниты придут к власти и могут спровоцировать иракских суннитов выступить против шиитского правительства.
"Таким образом, шииты ведут конкуренцию с суннитами в Багдаде, а не с курдами", утверждает Мавлуд. "Мы не принимаем участие в этом. [Малики] нуждается в поддержке курдов, потому что он хочет остаться премьер-министром…".
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, КРГ, курды, Нечирван Барзани, ExxonMobil, Chevron, Газпром, Абдул Карим аль-Луайиби, Нури аль-Малики, сунниты, шииты, нефть, Абдулла аль-Амир, Наузад Хани Мавлуд, Dubai Manaar Energy, Робин Миллс, Турция, Сирия, Башар Асад, Киркук