Обновленная президентская администрация США по-прежнему не имеет объективного и полного представления о "природе" причинно-следственной взаимосвязи между разными, но однородными по "происхождению" кризисными ситуациями, рецидивно возникающими в результате исторически "запрограммированных" межэтнических, межконфессиональных и социальных конфликтов в Турции, Сирии, Ираке и Иране. В очень сложных условиях глобализации политических и экономических отношений Вашингтон неразумно и опрометчиво продолжает обходить стороной курдскую проблему, неосознанно или умышленно принижая геополитическое значение данного вопроса в деле обеспечении безопасности и стабильности в этом огромном и многогранном регионе. В курдском вопросе отчетливо проявляются негативные признаки расстройства "ментально-интеллектуальных" функций исполнительно-управленческого аппарата политического истеблишмента США.
Новый госсекретарь США, "выставленный" Бараком Обамой на авансцену в облике "героически-харизматического" Джона Керри с врожденной самоуверенностью и высокомерностью американского должностного лица высокого ранга, старается продемонстрировать незаурядные способности "модернизированной" внешнеполитической службы мировой Супердержавы. Однако, благородный мужчина Керри всего лишь повторяет и копирует навыки и приемы неудачной Хилари Клинтон, существенно отставая от уровня профессионализма Кондолизы Райс при необходимости оперативного реагирования на специфические особенности и страшные последствия происходящих в этом регионе драматических событий. Очевидно, что американский Госдеп не в состоянии самостоятельно принимать неотложные меры, адекватные и оптимальные решения, направленные на устранение реальных причин радикального ухудшения внутриполитического и социального положения разных групп гражданского общества, особенно миллионов этнических курдов, угнетаемых в каждой из выше указанных стран.
Хотят ли в Вашингтоне и Брюсселе вообще мира и благополучия для населения в Сирии, Ираке, Турции и Иране? Если да, то за чей счет, когда, каким образом и какой ценой собираются выполнить эту слишком опасно затянувшуюся задачу? Отсутствие внятной позиции у Госдепа США по курдскому вопросу еще больше дестабилизирует международную обстановку и усиливает угрозу распространения гражданских войн в масштабе всего региона, где обороняющейся стороной во всех случаях остается курдский народ.
Госсекретарь США недавно выразил крайнюю озабоченность в связи с беспрепятственным использованием Ираном воздушного пространства Ирака для оказания запрещенной военно-технической помощи Сирийскому режиму. Багдад открыто выступает за всестороннее сотрудничество с соседним Ираном, публично отрицает правопреемственность и правоспособность Сирийской революционно-оппозиционной коалиции, созданной Западом совместно с суннитскими королевствами, в ЛАГ и других международных организациях, внедряет принцип верховенства шариатского правосудия в систему государственного управления в Ираке, нагло нарушает нормы действующей конституции страны и положения ранее достигнутых договоренностей с участниками политического процесса строительства федеративных отношений на основе равноправного партнерства. Вместе с тем, Вашингтон настоятельно "советует" высшим должностным лицам автономного Южного Курдистана всемерно и целенаправленно способствовать развитию демократии в Ираке для сохранения единства страны, не допуская при этом каких-либо действий без одобрения и согласия Багдада, прежде всего связанных с установлением прямых и долгосрочных внешнеэкономических и внешнеполитических связей с проамериканской Турцией. Получается, что лживому аль-Малики, как впрочем любому иному премьер-министру Ирака, можно развивать двусторонние отношения Багдада с враждебным и антиамериканским Тегераном, а дружественному Эрбилю следует воздерживаться от выгодного сотрудничества с прозападной Анкарой. Где же "американское чувство справедливости" и здравый смысл в рассуждениях господина Керри? Возможно, аль-Малики "двойной агент" ЦРУ, выполняющий особо важное задание Госдепа, и ему дозволено делать многое ради развала или резкого ослабления шиитской составляющей исламского мира изнутри? Нет, такая фантастически изощренная и слишком рискованная игра не по силам Госдепу, потому что в Вашингтоне царит "паника" из-за финансово-экономической "инвалидности" США. Вероятно, в этом и кроется источник "американской терпимости" к провокационным "шалостям" аль-Малики, "политической близорукости" в курдском вопросе, нерешительности и неуверенности в вопросах немедленного прекращения Сирийского кровопролития, Иранской ядерной программы, Афганского хаоса, Палестинской утопии, Северокорейской шизофрении и т.д. С точки зрения отношений США с Турцией и с учетом перспективы расширения геополитической и геоэкономической кооперации союзников в регионе в связи с появлением там богатого ресурсами и потенциалом нового и надежного партнера США в лице независимого Южного Курдистана, конечно, последние "рекомендации" господина Керри, "по ходу движения" адресованные Барзани, не укладываются в рамки разумной политической стратегии Вашингтона.
Зачем США настаивают на сохранении единства Ирака? Чтобы завуалировать под этим "авторитетным мнением" акционерную претензию Госдепа на "право совладения" территориально целостной и высоко капитализированной "поляной" американских национальных интересов. Известно, что США не дробят и не разваливают свои "поляны" без веских на то причин и обстоятельств. Курды не считают Южный Курдистан частью американской "поляны" в Ираке и никому не позволят рассматривать даже отдельные курдские провинции в качестве "спорных" или "чужих" территорий. Курды прекрасно понимают, но не принимают корыстный смысл "заботливого" опекунства США. Руководство и народ Южного Курдистана готовы только к сотрудничеству, дружбе и партнерству с США и другими миролюбивыми государствами. Вопрос о независимости Южного Курдистана не является предметом дополнительных обсуждений и согласований. Решение уже принято по воле народа Южного Курдистана. Неизвестным является только точное время официального провозглашения государственного суверенитета. У курдов свой, широко известный и фактически уже действующий и правдивый лозунг: добро пожаловать в свободный, демократический, светский и независимый Южный Курдистан через соседний Ирак и приграничные курдские регионы в Турции, Иране и Сирии для развития дружеских межгосударственных отношений, взаимовыгодного сотрудничества и партнерства, обеспечения безопасности и стабильности в регионе Большого Ближнего Востока.
Президент Обама поручил и доверил внешнюю политику страны господину Керри, чтобы временно разгрузить тяжелое даже для США финансово-материальное бремя непревзойденной великодержавности, притормозить динамику активной "мышечной работы", переложить значительную часть ответственности и расходов на верных партнеров даже в ущерб их жизненно важных интересов, не считаясь не только с "честными" обещаниями, данными "второстепенно" любимому и уважаемому Южному Курдистану, но и с обязательствами перед самыми близкими военно-политическими союзниками США на Большом Ближнем Востоке: Турцией и Израилем.
Достойным ответом на неожиданную пассивность серьезно растерянного "старшего партнера и главного спонсора" должна стать "помощь друзей" в форме не очень затратного, но высокоэффективного соглашения о коллективной защите национальных интересов США, Турции, Израиля и Южного Курдистана, в том числе предусматривающего комплексное решение курдского вопроса путем юридического признания независимости Южного Курдистана и прав на создание автономных регионов в Сирии, Турции и Иране.
При этом стороны не должны исключать иных взаимовыгодных и взаимоприемлемых конфигураций для самоопределения и самоуправления курдского народа, например, наряду с независимым Южным Курдистаном и автономным Восточным Курдистаном в Иране, создать, например, турецко-курдское федеративное и демократическое государство, включающее весь Северо-Западный Курдистан.
Национальные интересы всех участников соглашения могут быть закреплены и гарантированы стратегическим межгосударственным союзом. У Турции и Израиля больше геополитических оснований и объективных причин для конструктивного экономического и политико-дипломатического сотрудничества, чем для деструктивно-агрессивного соперничества в региональном масштабе. Независимый Южный Курдистан может стать для Турции и Израиля нейтральной территорией адаптации позитивных, долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений и деловых связей, в том числе и со всеми государствами, готовыми присоединиться к такому соглашению на основе уважения международного права, правил и норм равноправного сотрудничества.
Курдская тема во внутренней и внешней политике Турции является "краеугольным камнем", но двойного свойства и назначения. Нерешенный курдский вопрос уничтожит Турцию, справедливый же ответ государства на требования курдского народа станет главным фактором бурного экономического роста и политической стабильности этой страны. Господин Эрдоган, конечно, намерен решить курдский вопрос, но только в одностороннем порядке, по его личному разумению и без равноправного участия курдской стороны в обсуждении и согласовании проекта закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию. Премьер-министр Эрдоган надеется заручиться поддержкой большинства курдского населения в его предстоящей борьбе за главное кресло и установление президентского правления в Турции, но ценой минимально возможных уступок и компромиссов. И этого, к сожалению, может оказаться достаточно, чтобы получить всеобъемлющую власть в стране. Учитывая неоднозначную позицию США, добиться намного более значимых и полноценных результатов в Турции и Сирии возможно лишь при условии поднятия курдского вопроса на официальный уровень двусторонних переговоров между Анкарой и Эрбилем, соединив в единое целое весь комплекс политических и социально-экономических аспектов, связанных с обеспечением и достижением реальной свободы курдского народа. Нет иного варианта, схемы и механизма решения курдского вопроса. Все другие локальные проблемы имеют второстепенное значение.
Главная задача-минимум –это независимость Южного Курдистана и автономии для курдов в Турции, Сирии и Иране. Оппозиционно-деструктивные партии должны быть организационно отчуждены от политической деятельности методами и способами патриотической пропаганды и агитации во всех частях Большого Курдистана. Нельзя иметь несколько основных центров силы в национально-освободительной борьбе курдского народа. Курдский вопрос –это предмет исключительных прав единого политического и патриотического центра во главе с президентом Южного Курдистана. Курдские общественно-политические силы обязаны заниматься исключительно достижением этой целевой задачи, об этом должны говорить все ответственные организации и партийные деятели во всех частях Большого Курдистана, чтобы продемонстрировать миру всеобщую солидарность, сплоченность и организованность курдского народа и курдского политического руководства.
Политические условия и правовые формы решения курдского вопроса во всех частях Большого Курдистана не могут приниматься без учета особого мнения курдского народа и под ультимативной диктовкой противоположной стороны, в том числе с "неоднозначным" участием третьих заинтересованных государств. Право вето на подобных переговорах может иметь только "истец" - курдская сторона, у "ответчиков" будет возможность выдвигать и предлагать разумные и справедливо обоснованные компромиссные предложения для достижения взаимоприемлемого или единственно допустимого варианта соглашения.
Теги: Мураз Аджоев, Курдистан, курды, США, Турция, Сирия, Иран, Ирак, Джон Керри, Хиллари Клинтон, Кондолиза Райс, Иракский Курдистан, Иранский Курдистан, Сирийский Курдистан, Турецкий Курдистан, Нури аль-Малики, Масуд Барзани, Израиль, Реджеп Тайип Эрдоган