В очередной раз мы оказываемся свидетелями того, что тщательно готовившаяся Вашингтоном операция по переделу мира приносит совсем иные результаты, нежели о них мечтали американские кукловоды.
Казалось бы, вывод американских войск из Ирака в конце 2011 года должен был способствовать консолидации иракского общества и постепенной нормализации внутриполитической ситуации в этой стране. Ведь был снят главный раздражитель патриотически настроенных иракцев – почти восьмилетняя оккупация страны иностранными войсками. Американцы, в свою очередь, считали, что они оставляют страну с лояльным Западу премьер-министром Нури аль-Малики, который, по их мнению, мог бы дальше эффективно управлять страной. О нем Залмай Халилзад [1], бывший посол США в Ираке, в свое время заявлял, что "…Малики является человеком, не зависящим от Ирана, позиционирующим себя как араб и националист, прежде всего".
Однако эти ожидания Вашингтона не оправдались. Как и в Афганистане, привнесенный на штыках западной военной коалиции иракский марионеточный режим, оказался несостоятельным и все больше дискредитирует себя. По мнению самих иракцев, в последнее время на смену Саддаму Хусейну зарождается новый диктаторский режим - Нури аль-Малики, сторонники которого ставят целью лишь удержание власти в стране любой ценой и личное обогащение.
Своими действиями или бездействием правительство аль-Малики усугубляет раскол иракцев по этно-конфессиональному признаку (арабы-шииты, арабы-сунниты и курды), террористическая активность вооруженной оппозиции и бандформирований не снижается, коррумпированность госаппарата высока как никогда, медленно решаются социально-экономические задачи и восстанавливаются инфраструктура, органы правопорядка, системы жизнеобеспечения (водоснабжение, электроэнергетика и др.). Деньги, поступающие от экспорта нефти, расходуются нерационально, расхищается чиновниками, организованной преступностью, идет на, ничем не оправданные, новые масштабные закупки вооружений и боевой техники за рубежом (на сумму до 40 млрд. долларов США в течение ближайших нескольких лет). В результате падает авторитет центральной власти, нарастает недовольство ею со стороны большинства населения страны, которое пока так и не ощутило каких-либо перемен к лучшему от восстановления уровня довоенных объемов добычи нефти.
Наиболее серьезные разногласия у правительства аль-Малики возникли с авторитетным курдским лидером - президентом Иракского Курдистана Масудом Барзани. К настоящему времени образовалась уже целая группа нерешенных политических и экономических проблем между Багдадом и Эрбилем, которые имеют тенденцию к своему дальнейшему обострению (спорные территории, порядок освоения нефтегазовых месторождений, статус курдских вооруженных формирований "пешмерга" и др.).
При всей сложности взаимоотношений между Эрбилем и Багдадом, можно отметить, что обе стороны пока стараются избегать каких-либо насильственных действий и пытаются продолжать дискуссии в парламенте и за столом переговоров различного уровня. Масуд Барзани неоднократно подчеркивал, что иракские курды намерены добиваться своих прав конституционным путем.
Более драматично складываются отношения Нури аль-Малики с арабами-суннитами, которые при Саддаме Хусейне были привилегированным меньшинством и служили опорой баасистского режима. По прежнему их представительство в центральных органах власти не соответствует их численности. Многие сунниты, опасаясь новых обвинений в сотрудничестве с режимом Саддама Хусейна, вынуждены жить на нелегальном положении или скрываться в качестве беженцев в других арабских странах, значительное их число остается в иракских тюрьмах, отмечаются новые аресты в суннитских районах. Продолжается давление и на действующих политиков из числа арабов-суннитов, ряд министров федерального правительства вынужден был подать в отставку, вице-президент Ирака Тарик Хашеми бежал в Саудовскую Аравию и был приговорен в Багдаде заочно к смертной казни.
Массовые демонстрации протеста в ряде городов Ирака с преобладанием суннитского населения продолжаются с конца декабря 2012 года. Митингующие добиваются отмены ряда положений, так называемого, антитеррористического закона, освобождения содержащихся, по их мнению, "без суда и следствия" заключенных, прекращения дискриминации суннитов. Следует иметь в виду, что в свое время Нури аль-Малики был заместителем председателя так называемого комитета по дебаасизации при Временном правительстве Ирака и принял непосредственное участие в преследовании наиболее активных сторонников Саддама Хусейна и функционеров партии Баас.
Необходимо отметить, что протестное движение иракских арабов-суннитов умело используют в своих подрывных интересах арабские монархии Персидского залива, где у власти находятся суннитские (салафитские) кланы. Наибольшую провокационно-подстрекательскую активность в Ираке проявляют Саудовская Аравия и Катар, которые по каналам спецслужб и через неправительственные организации оказывают финансовую, материальную и военную помощь различным группировкам иракской вооруженной оппозиции. При этом большая часть денег и оружия попадает в руки наиболее радикально настроенных группировок (ваххабиты, "Аль-Каида" и другие). Складывается впечатление, что саудиты и катарцы решили превратить Ирак и весь регион в поле битвы между суннитами и шиитами и разжечь между ними гражданскую войну по примеру проводимой ими акции в соседней Сирии. По крайней мере накануне уже были отмечены первые вооруженные стычки на религиозной почве в Ливане.
Вне всякого сомнения, что за спинами арабских королей и эмиров Персидского залива стоят США. Ситуация "управляемого хаоса" в регионе на данном этапе отвечает интересам американской администрации - авторов стратегии Большого Ближнего Востока. Их ближайшая цель – сменить любой ценой режим в Дамаске, усилить свои позиции в Ливане и Ираке, добиться еще большей изоляции столь ненавистного им иранского режима в Тегеране. Как и в Сирии, американцы в Ираке довольно снисходительно относятся к активизации деятельности исламистских группировок, внесенных Вашингтоном в число террористических, включая "Аль-Каиду". Похоже на то, что и на этот раз цинизм внешней политики США и их региональных партнеров в лице Саудовской Аравии и Катара превалирует над здравым смыслом и нормами морали.
Подтверждением этому может служить недавнее сообщение иракских СМИ об аресте в районе Центрального Евфрата террористической группы (около 250 исламистов-ваххабитов), связанной с главой саудовской разведки Б. бен Султаном. Кроме организации терактов, ведения подрывной деятельности против иракских шиитов и разжигания межконфессиональной розни, в задачу группировки входила вербовка и подготовка террористов-смертников для проведения терактов в шиитских районах (Багдаде, Кербеле, Неджефе, Дивании). Особое внимание при этом уделялось террористическим атакам на шиитские святыни в Кербеле и Неджефе. На финансирование только этой группы выделялось ежегодно до 250 млн. долл. США.
Десятую годовщину вторжения войск США в Ирак 20 марта 2003 года боевики суннитских "легионов смерти" отметили новой серией терактов, в результате которых в шиитских районах Багдада погибли, по меньшей мере, 56 человек, более 200 иракцев получили ранения. Взрывные устройства были заложены в нескольких автомобилях, припаркованных в шиитских районах. Кроме того, террорист-смертник на грузовике протаранил полицейский участок к югу от Багдада. В МВД Ирака полагают, что организаторами этих терактов выступили боевики радикальной суннитской группировки "Исламский эмират Ирака", тесно связанной с "Аль-Каидой".
Казалось бы, аль-Малики, как выходец из среды арабов-шиитов, мог бы сплотить иракских шиитов и опираться в своей деятельности на их численное большинство (около 60 % населения страны). Однако он и среди шиитов не пользуется безоговорочным авторитетом. Радикально настроенные шиитские лидеры, такие как Муктада ас-Садр, также выступают против волюнтаристских методов правления аль-Малики, превращения правительства в коррумпированный, антинародный аппарат и сохраняющейся зависимости Багдада от Вашингтона.
В последнее время отмечаются контакты и переговоры между лидерами оппозиционно настроенных иракских курдов, арабов-суннитов и арабов-шиитов в целях создания широкой антиправительственной коалиции и поиска путей смещения Нури аль-Малики с поста премьер-министра досрочно, в частности в форме выражения вотума недоверия правительству в парламенте.
Таким образом, очередная попытка Вашингтона силовым способом поменять режим в конкретной стране и привести к власти своих марионеток терпит провал. Правительство Нури аль-Малики все меньше справляется с возложенными на него задачами по нормализации ситуации в Ираке и выводу страны из затянувшегося политического и финансово-экономического кризиса. Его деятельность не направлена на сплочение иракского народа, а наоборот, провоцирует все больший раскол общества и распад страны по этно-конфессиональному признаку. Следует ожидать дальнейшего нарастания протестных настроений и новых массовых выступлений против режима аль-Малики в Ираке.
Весьма прискорбно, что эти события в стране проходят на фоне масштабных террористических актов и все более активного вмешательства во внутренний конфликт внешних сил, прежде всего Саудовской Аравии и Катара, за которыми стоят США.
Иванов Станислав Михайлович, кандидат исторических наук, эксперт по проблемам Ближнего и Среднего Востока, специально для Интернет-журнала "Новое восточное обозрение".
Теги: Станислав Иванов, США, Ирак, армия США, Нури аль-Малики, Залмай Халилзад, Иран, Саддам Хусейн, шииты, сунниты, курды, Иракский Курдистан, Курдистан, Масуд Барзани, нефть, пешмерга, Тарик аль-Хашими, демонстрация, Баас, салафиты, Саудовская Аравия, Катар, ваххабиты, Аль-Каида, Сирия, Ливан, Кербела, Наджаф, Муктада аль-Садр