В бункерах из шлакоблоков, в окружении пастбищ для коз и овец, высоко в отдаленных горах на севере Ирака, курдские борцы, ведущие партизанскую войну против Турции в течение почти трех десятилетий, остаются вызовом перед лицом всего мира.
"Наши члены считают, что они могут достичь результата путем войны", говорит боец Мурат Карайылан, который командует тысячами бойцов "Рабочей партии Курдистана", или РПК.
Не смотря на все потери, связанные с долгой войной, г-н Карайылан, его бойцы и миллионы курдов верят, что это поможет им достичь того, чего они никогда бы не получили без вооруженной борьбы: признания курдской идентичности и больших демократических прав.
Теперь, когда РПК ведет мирные переговоры с Турцией, чтобы положить конец одному из самых трудноразрешимых конфликтов на Ближнем Востоке, она крепко держит за свое оружие, несмотря на требования со стороны Турции и ее премьера, Реджепа Тайипа Эрдогана, - разоружения в качестве условия переговоров. Это нарушение предполагает, что мирный процесс, несмотря на надежды, которые он породил с обеих сторон, может быть более длительным и трудным, чем предполагалось вначале.
"Наши партизаны не могут отказаться от своего оружия", сказал Карайылан в интервью здесь, в бункере, снабженном морозильной камерой с мороженым, и спутниковым телевидением, несмотря на удаленное расстояние. "Это последний вопрос в обсуждении, как и последнее дело в этом процессе".
Мирные переговоры ведутся между Анкарой, и заключенным в тюрьме на острове Абдуллой Оджаланом, лидером РПК и идеологом курдского сопротивления в Турции. Но теперь управление мирным процессом возложено на Карайылана в его горных редутах в этом свободном от закона уголке Ирака, где власть находится в руках вооруженных курдских повстанцев, которые охраняют контрольно-пропускные пункты и живут в пещерах на удаленных форпостах.
Небо над этими горами пока тихое, без бомбардировок турецких самолетов, которым в выборе целей помогали снимки, предоставляемые американскими беспилотниками. Разведка и бомбардировки были прекращены в целях обеспечения продолжения переговоров.
С прекращением огня, объявленным в марте Оджаланом, остановилась война, которая унесла почти 40000 жизней с момента ее начала в 1984 году, а Карайыланом были проведены совещания и конференции с его последователями, чтобы убедить их в преимуществах сделки, которую многие из них не хотят принимать по одной главной причине. Рядовые не доверяют подходу Турции.
Г-н Эрдоган, чьи мирные усилия могут сделать его миротворцем и продвинуть его на пост президента в следующем году, потребовал, чтобы тысячи бойцов, разбросанных по всей Турции, сложили оружие до ухода в безопасные места в этих горах.
"Нам все равно, где они оставят свое оружие или даже схоронят его", заявил Эрдоган в своем недавнем интервью телевидению. "Они должны сложить оружие и уйти. Потому что иначе эта ситуация будет очень открытой для провокаций".
Эрдоган также сопротивляется новому законодательству, которого требуют партии Карайылана, чтобы обеспечить безопасность отступающих повстанцев. Вместо этого, он создал так называемый "комитет мудрецов", включающий турецких и курдских интеллектуалов и лидеров, в целях содействия мирным переговорам.
Карайылан критикует тактику Эрдогана, говоря: "Дело нуждается в серьезном подходе. Эрдоган не стремится к этому серьезно, он не понимает глубины истории. Каждый должен знать, что наши войска продолжали партизанскую борьбу успешно и (продолжают) по сей день".
Но вызывающие слова Карайылана сдерживаются его стремлением к миру. Последнее прекращение огня является девятым, объявленным РПК, которая названа террористической организацией в США и Европе с 1993 года. Несколько лет назад партия отказалась от своих амбиций по созданию отдельного курдского государства, и теперь она говорит, что готова объявить мир в обмен на расширение прав курдов, закрепленных в новой Конституции, и освобождение тысяч политических заключенных из турецких тюрем.
"Мы хотим решить наши проблемы путем мира и диалога", сказал Карайылан. Но, по его словам, "если они не примут курдов в качестве равноправных граждан, эта проблема не может быть решена".
В качестве командира РПК, Карайылан также имеет влияние - если не сказать власть - над ответвлением группы в Сирии, "Партией Демократического Союза", или PYD, которая взяла в руки оружие с началом гражданской войны в этой стране, чтобы защищать курдские районы. Они и многие другие курды считают, что близкие отношения между Западом, в том числе США, и Турцией строятся за счет курдов.
"В Сирии курды составляют более светскую и демократическую группу", сказал Карайылан. "Тем не менее, Запад не развивает отношения с курдами в Сирии. Почему? Из-за его отношений с Турцией".
Этот регион, высоко в Кандильском хребте, находится в пределах территории Ирака, но не зависит ни от какого государственного органа. Руины домов, которые, как говорят жители, были уничтожены в последние годы турецкими военными самолетами, можно увидеть с дороги. На стороне одной крутой и узкой горной дороги стоит развороченный автомобиль-памятник, размещенный неподалеку указатель, повествует, что в нем погибла семья из семи человек во время турецкого авиаудара.
Местные гражданские говорят, что они доверяют партизанам как посредникам в спорах и помощникам. "В городах, если у вас есть проблемы, вы идете в суд", рассказывает крестьянин Кадир Ибрагим, дом которого был разрушен турецким авиаударом. "Здесь РПК решает проблемы. Они очень вежливы. Это несправедливо называть их террористами. Они очень вежливые и мирные. Они просто стоят за свои права".
Период революций на Ближнем Востоке - это время, когда курды говорят о завоевании своих прав и обеспечении лучшего будущего. Миллионы курдов разбросаны по всей территории Ирака, Турции, Сирии и Ирана, и они давно мечтают о независимости. "Теперь, мир другой," говорит Ибрагим. "Все по-другому, чем раньше".
С густыми усами и легкой улыбкой, Карайылан, который стал командиром РПК после того, как Оджалан был арестован в 1999 году, создает добродушный образ, который противоречит его назначению американским правительством в качестве лидера террористов и вора в законе (это звание дал ему Департамент казначейства в 2009 году после определения, что его организация собирала деньги на контрабанде наркотиков в Европу).
Он сидит в задней комнате бункера, где желтое знамя Оджалана прикреплено к стене. Партизан с винтовками подает ему чай.
По окончании войны он надеется вернуться в Турцию, чтобы играть политическую роль в продвижении прав курдов. "После того, как насилию будет положен конец, должно быть сформировано демократическое общество", говорит Карайылан.
Если война не заканчивается, он готов снова драться.
"Если этого не произойдет, то будет большая война", сказал он.
По материалам статьи Тима Аранго – "NY Times"
Теги: Турция, Турецкий Курдистан, курды, РПК, Мурат Карайылан, Абдулла Оджалан, Реджеп Тайип Эрдоган, Ирак, Иракский Курдистан, Кандиль, PYD, Сирия, Сирийский Курдистан, Иран, Иранский Курдистан, США, турецкая армия, Тим Аранго