В Азербайджане, Армении и Грузии, естественно, с гордостью воспринимают равноправное присутствие своих мононациональных государств в нынешней глобальной системе международных отношений. Несколько "превосходное самосозерцание" в этих странах происходит преимущественно через "очищенную" от "инородных примесей" призму исторического прошлого, связанного со становлением некоторых некогда известных в локально-региональном масштабе относительно успешных ханств, княжеств и царств.
Вместе с тем, наблюдается явное нежелание Баку, Еревана и Тбилиси объективно воспринимать исключительную роль и созидательную суть двухсотлетнего периода нахождения под добрым покровительством и благотворным подданством Российской Империи, когда, собственно говоря, и начали зарождаться первые признаки общественно-политических и социально-экономических предпосылок для формирования будущего фундамента государственности и суверенности Азербайджана, Армении и Грузии. Об итогах последних русско-персидских и, разумеется, русско-турецких войн XIX столетия, зафиксированных в соответствующих мирных договорах между Россией и Ираном, Россией и Турцией, в Азербайджане, Армении и Грузии вспоминают редко, по мере необходимости, например, в связи с "оскорбительными" высказываниями отдельных иностранных политиков и чиновников касательно "специфических" аспектов конфликтных проблем в современном Закавказье.
Не вдаваясь в насыщенные историческими данными подробности и широкую географию конкретных частей Закавказья, которые отошли, по праву Победителя, в обширные владения Российской империи, а в последствии вошли в состав Азербайджана, Армении и Грузии, следует отметить стратегический аспект политики присоединения этих земель.
Дальновидные русские цари, позволяя местным высшим элитам учреждать унитарно-административные территории, имели в виду образование только губерний - Тифлисской, Эриванской и Бакинской - путем объединения феодальных княжеств и автономных ханств, но исключительно мирно, справедливо, сообразно этно-конфессиональным интересам и с учетом позиции каждого участника-учредителя. Русские наместники не очень ответственно следили за исполнением всех упомянутых выше принципов, но главную линию соблюдали безупречно. Российская Империя, исходя из политических и идеологических соображений, не допускала возникновения де-юре мононациональных государств на географических территориях в составе своей великой державы.
Но довольно скоро, а именно к 1915 году ситуация начала резко и неблагоприятно для Российской Империи изменяться. Внешние обстоятельства ухудшались, а внутренняя ситуация трагически менялась и выходила из под контроля. Бывшие губернии в течение практически чуть более двух десятилетий начала XX века превратились из провинциальных областей в национальные государства, "пролетев" почти единовременно через стадии гражданских войн и революций. В 1922 году Азербайджан, Армения и Грузия, усилиями местных коммунистических партий объединенные в рамках Закавказской Федерации, а в 1937 году уже по отдельности, добровольно и в очередной раз за относительно короткий исторический период вновь, но в качестве самостоятельных республик, оказались в составе уже следующей Российской Империи под интригующим названием "Союз Советских Социалистических Республик (СССР)".
Воспользовавшись "окровавленными плодами" Октябрьской социалистической революции в России, Азербайджан, Армения и Грузия фактически, в том числе "за чужой счет и чужими руками", обозначили национальные границы, создали и укрепили государства, не считаясь с интересами и мнением других коренных народов, получивших совсем не по собственной воле новый гражданский статус "этно-меньшинств".
В числе наиболее пострадавших народов, утративших национально-культурную и территориальную автономность в Азербайджанской ССР и Армянской ССР, оказались этнические курды. Курдский народ Закавказья до рождения СССР, на протяжении многих веков проживавший в своих ханствах и княжествах под правлением то Персидской, то Османской, а затем Российской империй, не оставался без этно-культурной и духовной связи со всей курдской нацией и Великим Курдистаном. С созданием СССР все закончилось трагически и очень печально для всей России, а вот с распадом СССР только в Закавказье началась эпоха отторжений территорий, войн, революций, переворотов в поиске путей и форм дальнейшего развития с помощью новых "покровителей" на Западе и на Востоке.
Армения, "изворотливо" уклоняясь от прямых и принципиальных вопросов Москвы, "демонстрирует" псевдо приверженность союзу с Россией. Ереван "искренне" надеется "принудить" Москву признать "особо важный статус" Армении – единственного, в отличие от "обезумевших" Азербайджана и Грузии, верного и вечного друга России в Закавказье, давно "заслужившего" эксклюзивные привилегии. Ереван "мягко" настаивает на том, что обладает правом на осуществление тесного делового партнерства и политического сотрудничества как с Западом, так и Востоком, независимо от позиции стратегического союзника – России, когда это касается вопросов безопасности и других жизненно важных государственных интересов Армении. Двойственную "игру" в Армении называют "комплементарной" политикой, которая, по признанию разработчиков, пока лишена целенаправленного и согласованного на национальном уровне содержания. Но главным препятствием для успешной и эффективной реализации "комплементарной" политики считают слабость дипломатии и финансово-экономического положения Армении. К негативным аспектам относят также заметно упавшую до очень низкого уровня координацию между Ереваном и армянской Диаспорой за рубежом.
В противостоянии между Баку и Ереваном в контексте Нагорно-Карабахского конфликта, Азербайджан активно использует появившиеся возможности военно-политического и экономического сотрудничества с Турцией и Израилем, а также полускрытый шантаж Тегерана угрозой обострения азербайджанского фактора, чтобы лишить Армению надежды на серьезную поддержку со стороны Ирана. Ереван, видимо, не имеет четкого представления о способах и средствах сохранения Нагорного Карабаха в пределах своих национально-территориальных и экономических интересов, и топчется на месте, устремив свой настороженный взгляд одновременно в сторону Росси, Запада и Ирана, чтобы найти ответы на острые вопросы о формах и масштабах иностранной помощи.
Кроме того, очевидно, что неопределенность толкает Ереван на продолжение привычной, отработанной опытом многих десятилетий, анти-курдской пропаганды и провокации. В информационное пространство вбрасываются по разным каналам "сведения", якобы из достоверных источников, о том, что по распоряжению Ильхама Алиева – "курда по происхождению" завершается операция по десантированию многотысячной вооруженной группы курдских "боевиков" в Азербайджан для формирования армейской бригады, которая будет задействована в военных действиях по освобождению и возврату Нагорного Карабаха. Вероятно, армянские востоковеды-политологи пытаются имитировать намек о том, что, в обмен на оказанную помощь, Президентом Азербайджана дано обещание, в случае успеха операции, восстановить историческую справедливость и исполнить право курдского народа на возврат определенных автохтонных территорий.
В Армении прекрасно понимают, но не хотят признаться публично и откровенно, что перед курдским народом в Ираке, Турции, Сирии и Иране стоят грандиозные задачи, масштабы и совокупная значимость которых с точки зрения геополитики в разы превосходят проблемы Армении и Нагорного Карабаха вместе взятые. Вероятно, чего-то очень сильно опасаются.
Курдский вопрос в Закавказье будет решаться мирно, цивилизованно, с соблюдением прав всех заинтересованных участников будущих переговоров, и, конечно, после выполнения главной задачи сегодняшнего момента: создания независимого и суверенного Южного Курдистана, а также установления автономного самоуправления во всех других частях Большого Курдистана. Об этом должны были бы хорошо знать и не забывать в Армении и Азербайджане. Да и вообще, давно пора, уважаемые свободные и независимые господа из Еревана и Баку, проявить волю и восстановить пробелы, очистить темные пятна в исторической памяти и морали ваших политических элит. Курды – благородные и доблестные воины, справедливо признанные в мире рыцарями Востока - несмотря ни на что, были и будут на стороне близких по исторической судьбе соседей и друзей, в том числе армянского и азербайджанского народов. В отношении же провокаторов и предателей, с какой-бы стороны они ни были, должны и будут применяться жесткие, но справедливые меры воздействия и возмездия, адекватные тяжести последствий совершаемых ими неблаговидных поступков или преступлений.
Справедливости ради, в столицах Закавказья должны были бы признать, что сегодня даже маленький кусочек русского "пряника" принесет больше пользы и блага народам Азербайджана, Армении и Грузии, чем даже самый "совершенный кнут" в третьих "руках". Об этом хорошо было известно прошлым поколениям, ожидавшим и непременно получавшим помощь, защиту, поддержку и покровительство только с одной стороны – России.
Курдам, в отличие от азербайджанцев, армян и грузин, к сожалению и мягко говоря, не очень везло с Россией. Возможно, России повезет с курдами, и произойдут позитивные перемены в новейшей истории отношений с Курдистаном в уже довольно легко обозримой перспективе.
Теги: Мураз Аджоев, Азербайджан, Армения, Грузия, Россия, СССР, курды, Курдистан, Ирак, Иран, Сирия, Турция