Муссируются слухи о применении сирийскими войсками химического оружия. Указывают, что это зарин. Особенно усердствуют израильтяне. Но уверенности в том, применили ли и кто именно режим Башара Асада или его противники, нет. Все пока предположительно, но давление на президента возрастает. Пока еще есть сомнения, что это – всего лишь предлог, чтобы втянуть США в сирийский котел, аналогичный оружию массового поражения в Ираке, которое затем никто не нашел. Президент Обама был вынужден заявить, что применение химического оружия против народа (в том числе и против повстанцев) в Сирии полностью изменит американское отношение к войне в этой стране, но он также дал понять, что примет только реально зафиксировано применение химического оружия, а не игры в рассылку "белого порошка", которых и в самих США достаточно.
Сегодня груз иракской воны (2003 - 2011) давит на президента Обаму, удерживая его от решения, которое в любом случае обойдется США дорого. Барак Обама не уверен, что война в Сирии принесет результаты. Подавляющее большинство американцев считает, что война в Ираке не стоила потерь, которые страна понесла в ходе нее. Обама уже и так потратил весь первый срок, чтобы выбраться из иракского и афганского капканов, в которые Америку завели "неоконы" Буша. На этом фоне слова сенатора Маккейна, недовольного своим президентом и требующего ввести бесполетную зону над районами Сирии, где идет война, нейтрализовать авиацию правительства и начать поставку вооружений "правильным людям в Сирии", звучат, как очередной призыв сыграть в "американскую рулетку" (в Ливии не повезло).
Цена даже не потери собственных солдат, и не финансовые затраты, а то, что США возьмут на себя ответственность за послевоенные перемены в Сирии, на которые американцы не могут повлиять. Пока для Сирии не видят ничего другого, кроме ливийского сценария. Все кончится хаосом.
США, что бы ни говорили противники, не видят для себя роли на Ближнем Востоке сейчас, а таскать каштаны для союзников и друзей – это не их амплуа. В Сирии все упирают на ее якобы центральное место в регионе, но США обладают мощью, для которой не нужны сирийские маршруты, а в остальном, т.е. с точки зрения реальных богатств, там даже теоретически нет ничего, чем можно было компенсировать американские затраты.
Остается только одно одна потенциально значимая цель – зачистить иранские позиции в Сирии. Но эта цель может идти только в тандеме с военной операцией против Ирана, до которой дело может еще и не дойти. В любом случае это может произойти не раньше выборов в Иране (июнь 2013 года) и не ранее того времени, которое потребуется, чтобы понять, что изменится в Иране после ухода президента Ахмадинежада. Т.е. потребуется еще, как минимум, год. И что потратить его на военную операцию в Сирии? Технологически это не приемлемо. Сирия вспыхнула не во время, сейчас еще не время. Более того, ее время может и не наступить.
Тем не менее прорабатываются сценарии действий в отношении Сирии. Какие возможны сценарии? Косвенные методы – вооружение оппозиции, прямые - с американским участием: (традиционный) обстрел ракетами президентских резиденций и правительственных зданий (это – наиболее вероятный первый шаг), затем в ход пойдет подавление сирийской системы ПВО, создание беспилотной зоны над Сирией вдоль турецко-сирийской границы, отправка в Сирию частей, чтобы взять под контроль склады химического оружия в этой стране. Главная опасность в том, что, если Башар Ассад ответит на эти шаги, то уже дальше вовлечение США в сирийскую гражданскую войну будет почти автоматическим. Но и без этого контроль над разбросанными по стране складами химического оружия, если падет режим Башара Асада, придется устанавливать в любом случае, но уже это масштабная операция, которая потребует десятков тысяч военнослужащих. А это – почти полноценное вторжение, хотя и пост-фактум, которое потребует в свою очередь обеспечения какой-то минимальной международной поддержки.
Как бы то ни было, в Пентагоне планирование действий в Сирии уже идет; высокопоставленные американские военные шныряют по Ближнему Востоку. В качестве передовой базы используют Иорданию, на которую можно больше полагаться, чем на, непредсказуемую для Вашингтона, Турцию, имеющую собственные планы в сирийской ситуации.
Теги: Вадим Макаренко, Сирия, США, Башар Асад, Барак Обама, Джон Маккейн, Махмуд Ахмединежад, Свободная сирийская армия, сирийская армия, Иордания, Турция