Чем острее кризис в Ираке, тем расчетливее и осторожнее приходится действовать тем, кто ведет курдский корабль по неспокойным иракским водам. Главный потенциал укрепления независимости у курдов – это их правящие партии, способные проводить взвешенную политику в непростой обстановке современного Ирака. Штабам день и ночь приходится ломать голову, считать и пересчитывать. В Ираке сейчас всем приходится маневрировать. Даже излишне авторитарный Нури эль-Малики не может игнорировать риски, которые создает нынешняя ситуация для безопасности страны. И он вынужден отступать и договариваться.
В этом же направлении действует и международная обстановка. Сейчас момент, когда можно добиться новых уступок, поскольку ситуация в Сирии, да и Иране не предсказуема. Любой исход нынешнего кризиса в Сирии усложнит положение курдов внутри Ирака, сейчас же Багдад заинтересован в сдержанности курдов. Опирающийся на растущую силу нейтралитет – пока самая приемлемая тактика для курдов и в Сирии, и в Ираке.
Модель действий курдских партий в Ираке, которая работает уже с 2003 года, состоит в том, что они от кризиса к кризису выбирают все то, что можно получить в конкретной ситуации, чтобы усилить Курдистан. Партии не делают ставку на решительный удар, который, как кому-то кажется, позволил бы решить все разом, а ведут целеустремленную кропотливую работу по усилению региона, наращивая его экономический, демографический, военный и политический потенциалы, врастая в курдские территории, отторгнутые Саддамом.
С декабря 2012 года началось восстание арабов-суннитов в Ираке. Первая фаза была мирной, но расстрел лагеря протестантов в Хавидже переводит, если не перевел окончательно, события в русло силового противостояния. Конечно, в этой ситуации и сунниты, и шииты, каждая сторона по-своему, заинтересованы в курдской позиции. Очень сложно оценить нынешнюю ситуацию, потому что здесь не работает простой европейский принцип: враг моего врага - мой друг, здесь надо держать на расстоянии друзей, чтобы справиться со своими врагами. Конечно, у власти сейчас шииты, и, безусловно, что премьер-министр Нури эль-Малики – не подарок, но главный, принципиальный спор у курдов с суннитами, потому что отторгнутые курдские территории де факто находятся в составе суннитских провинций. И угроза с этой стороны нарастает, поскольку появление суннитской автономии или же существенного усиления суннитского лагеря, в котором сейчас идет националистическая раскрутка и который радикализируется, до выполнения статьи 140 Конституции Ирака лишь усложнит ситуацию. В этом плане курды, видимо, готовы оказывать помощь суннитам до тех пор, пока это увеличивает нажим на Малики и делает его склонным к компромиссам на курдском направлении, но не более того. Необходимую помощь Курдистан оказал, приняв в своих госпиталях раненных из Хавиджи и других мест. Это не только лечение, но и защита от преследований, о чем не говорят, но все понимают, что это – очередной вызов Багдаду. Растет экономическое взаимодействие между Ниневией и Курдским регионом. Укреплению курдско-суннитского сотрудничества пытаются содействовать и турки. Но у Эрбиле нет иллюзий, поскольку в рядах суннитов, особенно в Ниневии, доминируют люди из "баасистского" прошлого, и курды не собираются давать им возможность манипулировать собой, тем более что курдские и суннитские цели сильно расходятся. Курды имеют принципиальные претензии к баасистскому режиму и выступают за проведение политики дебаасизации Ирака. А сунниты, по сути, не поддерживают Конституцию (2005 года) в целом и выступают против выполнения статьи 140 Конституции Ирака, которая является ключевой для курдов, особенно для молодого поколения.
Чтобы получить большую поддержку курдов, сунниты должны со своей стороны пойти на существенные шаги в удовлетворении законных курдских требований. Пока этого нет, курды не могут предпочесть неравный союз с "мятежными" суннитами возможности вести переговоры и решать вопросы с де факто шиитским федеральным правительством. Тем более, что правительство Малики заинтересовано сохранить курдское присутствие в федеральных законодательных и исполнительных органах. В нынешней ситуации у курдов главная задача – отодвинуть и тех, и других за границы курдских земель. Им также важно законодательно закрепить те вопросы, которые еще не до конца урегулированы в их отношениях с федеральным центром, а это – закон о нефти и финансирование пешмерга из федерального бюджета, принципиально важна для курдов и доля поступлений из федерального бюджета, который будет получать регион. Но и суннитов нельзя далеко оттолкнуть, потому что Ирак даже теоретически может работать только как курдско-суннитско-шиитская федерация. Важны все три компонента, потенциальные составляющие этой федерации. Важно найти баланс в этом треугольнике, который бы продвигал курдское дело.
В этой ситуации визит премьер-министра Регионального правительства Курдистана Нечирвана Барзани в Багдад был необходимым шагом в этой "иракской партии". Его потенциальный результат был под вопросом, но он принес успех. Безусловно, это – тактический успех. Можно сказать, что это – очередное соглашение между Эрбилем и Багдадом, которое в чем-то и повторяет уже ранее сказанные слова, но в новой политической ситуации у него совершенно другое звучание. Федеральный центр и автономия заинтересованы в обеспечении безопасности в стране, поддержание которой должно стать ядром отношений между Багдадом и Эрбилем, а для этого необходимо разрешить острые проблемы, накопившиеся в отношениях между двумя сторонами. Взаимные уступки федерального центра и автономии могут оказаться ничтожными потерями по сравнению с тем, что обе стороны могут потерять, если Ирак погрузится в кризис, подобный сирийскому. В этих условиях возрастает роль лидеров, которые смогли бы провести Ирак через горнило нынешнего кризиса.
Даже в ходе этого визита были два варианта действий, поскольку спикер парламента Осама аль-Нуджаифи, один из лидеров суннитов, предложил досрочно провести выборы в стране под наблюдением временного правительства, которое бы занялось исключительно проведением выборов после отставки нынешнего правительства. Это – не лучший выбор для Ирака, означающий усиление противоречий и конкуренции между общинами. Это, скорее, призыв немедленно двинуться по сирийскому пути, чем избежать его. Нечирван Барзани провел переговоры со спикером парламента Ирака. По итогам встреч с лидерами суннитской и шиитской общин он явно склонен к тому, чтобы попытаться мирно разрешить хотя бы часть противоречий, мешающих нормально развиваться Ираку, до выборов, которые предстоят в 2014 году.
Прекрасный переговорщик Нечирван Барзани, ранее добившийся существенных результатов в развязывании тугого узла турецко-курдистанских противоречий, показал, что и после следующих выборов у курдов есть потенциально сильная кандидатура, которую можно предложить на пост президента Ирака.
Теги: Вадим Макаренко, курды, Ирак, Иракский Курдистан, Нури аль-Малики, Сирия, Иран, Саддам Хусейн, сунниты, шииты, Хавиджа, Курдистан, КРГ, Нечирван Барзани, Усама аль-Нуджаифи