Впервые услышав эту фразу, эти два слова, вдохнув их удивительное звучание, ещё даже и не зная, что они означают и, не понимая их великого смысла, уже тогда, много-много лет назад, почувствовала величие, глубину и важность этих, казалось бы, таких простых двух слов.
Камо грядеши, Господи? / на латыни – Quo vadis, Domine? / - Куда идёшь, Господи? - вопрос, который задал апостол Пётр Иисусу.
Господь знал, куда он идёт и ради кого он идёт.
А камо грядеши мы, люди? Почему мы выбираем так часто путь не праведный, извратив божественный порядок бытия? Что с нами не так, в чём наш изъян? Куда и к чему мы хотим прийти, к какому пределу?
И так было всегда, с самого начала. "Каинова печать" - наше проклятие, её не выжечь калёным железом. Что, что должно случиться, чтобы люди стали Человеками, чтобы Господь простил, чтобы у нас появилось право просить прощения? Как заслужить это прощение и смыть с себя проклятие земли? Как избавиться от скверны?
Сколько войн, кровавых набегов, Крестовых походов, ужасов Инквизиции, Тайпинских восстаний, "верденских мясорубок", голодных бунтов, трагедий Дерсима человечество пережило. А сколько газовых печей концлагерей, Сталинградских битв, блокад Ленинграда должно ещё случиться, чтобы люди остановились? А Холокост, а Хиросима и Нагасаки а ужас Халабджи, а Вьетнам и Корея, Афганистан и Камбоджа. Сколько?
Мы сами обрекаем себя на уничтожение. Поймём ли мы когда-нибудь, что мир и жизнь – очень хрупкие состояния? В какую ловушку мы себя загнали? Сможем ли мы выбраться из неё без катастрофических потерь? Что ещё предстоит пережить человечеству?
Мир стоит перед сложнейшими проблемами, почти неразрешимыми, если только весь интеллектуальный и материальный ресурс не будет направлен на решение на самом деле глобальных проблем, таких как голод, страшные болезни, высокая смертность, а как следствие, высокая преступность. И это вовсе не фантазии. Это вполне ожидаемая реальность.
Ощущение, что мы подошли к какой-то страшной черте, к точке не возврата, с каждым днём становится всё более тягостным. Я думаю, это состояние стало каким-то планетарным. Знаю, что многие всерьёз обдумывают различные варианты спасения своих близких, своих детей и внуков, просчитывают, куда уехать, где безопаснее. Почти уверенна, таких мест на Земле уже нет. Всё рушится и оскверняется, все страны и все народы вовлечены в мировую бойню. Светлое сменяется мраком, чистое грязью, Любовь заменяется похотью, однополые браки станут вскоре нормой, надругательство над детьми не карается и не осуждается. А "сильные мира сего" перекраивают границы и в очередной раз в истории греют на этом руки, празднуя Пиррову победу. "Торжество демократии", "права человека" стали всего лишь оборотами речи, пустыми и лживыми. Здесь и сейчас, правит свою вакханалию всякая нечисть и дрянь. И цена Морали – медный грош. Всего лишь!
Сон разума рождает чудовищ. Одноимённая гравюра Ф.Гойи уже давно никого не пугает. Действительность гораздо страшнее. Разум не просто спит, его сшибло напрочь. А что же Бог? Думаю, Господь в который раз предоставляет нам возможность выбора. Это нам, людям, принимать решения. Что нам важнее? Излечиться и измениться, вырваться из грязи, топи, гнили или окончательно погрязнуть в мерзости и безумии, захлебнуться кровью, ложью, предательством.
Репортажи из Сирии выворачивают душу наизнанку. Все события последних 2-3 лет, всё то, что цинично обозвали "Арабской весной", как стремительные вешние воды смыли всё, ради чего и ради кого якобы вся эта Большая Весна замышлялась. Разыгрывается многоходовая комбинация. А интрига достаточно прозрачна и, как всегда, пугающе примитивна. И все стремятся вытащить горячие каштаны из пылающей жаровни любой ценой. А цена вопроса тысячные человеческие жертвы. И только Курдистан выбивается из этой склоки, не вписывается в канву событий. У курдов своя, особенная и незапятнанная роль во всей этой истории.
Хочу процитировать Салиха Муслима, сопредседателя "Партии Демократического Союза" /PYD/: "Курдский народ повторно пишет свою историю. Мы восстанавливаем плохо написанную историю. Сегодня курды сводят счёты с историей… Все мы хотим жить в условиях свободы, мира и достоинства на нашей земле".
Всё то, что связано с Курдистаном держит нас, курдов, в ожидании и напряжении. Весь потенциал народа нашего, сейчас особенно, как никогда в обозримом прошлом, мобилизован и воодушевлён.
Курды идут ва-банк! Но это выверенная и чётко продуманная позиция. Да, очень нелегко давшаяся. Мы знаем, за что наш народ пролил и продолжает проливать кровь. Мы знаем, какую цену заплатили миллионы наших мужчин и женщин, стариков и детей, чтобы воссоздать нашу страну, которую раскроили и разрезали по-живому циничные и жестокие властелины мира, а иногда и удачливые и лживые пройдохи. Но надо быть честными: в такой нашей драматичной истории во многом были виноваты мы сами. В какие-то моменты нашей Истории мы позволили оттеснить нас, обокрасть нас и оболгать нас. А виной, я уверенна, наш характер. Мы всегда были слишком порядочны, сверх меры доверчивы и слишком благородны.
Историческая наука – в отличие, скажем, от физики, вовсе не точная наука. Тут, что называется, кто смел /читай: хитёр и подл/, тот и съел. Но, как и любая наука, историческая наука тоже имеет свои законы, свою логику развития и свои прогнозы. И прогнозы эти для кого-то радостные и оптимистичные, а для кого-то неожиданные и мрачные.
На дороге Истории сегодня зажёгся зелёный свет для Курдистана. И вот от того, как мы оценим всю ситуацию, как мы всё просчитаем, насколько мудры и рассудительны мы будем, зависит – успеем ли мы проскочить на зелёный до того, как зажжётся красный свет.
Курдистан и народ его стоят перед такими сложнейшими проблемами, перед таким выбором, что ошибиться хоть на йоту - смертельно и непростительно. Поэтому так осторожны и выверены все шаги, поэтому именно сегодня так иной медлительны и очень взвешены решения, принимаемые курдами. И я боюсь не врагов наших, я боюсь самих курдов, некоторых курдов. Тех, кто стал страшнее и опаснее врагов, тех, для кого судьба и будущее народа – пустой и назойливый рефрен. Им есть что терять! Я не о власти и не о нажитых богатствах. Я о чести, имени и достоинстве. Но вряд ли им всё это ведомо.
И мы не должны сегодня отвлекаться и расходовать силы на второстепенные /на сей момент/ вопросы. Нас пытаются втянуть в бестолковые дискуссии некоторые наши соседи. Всему своё время. Погодите! Мы ни с кем не конкурируем и у нас совсем другие мотивации. Нас веками разрушали, и сегодня мы хотим только встать с колен и подняться во весь рост, вздохнуть полной грудью. Это справедливо! Мы знаем и помним о себе всё. Мы знаем кто мы и откуда мы. Мы знаем точно, какая земля нас родила, где мы всегда были автохтонными, где мы строили свой мир, где мы созидали и взращивали государственность и культуру, где мы совершили гигантский прорыв в познании и науках, где мы стали ощущать своё предназначение и свой долг перед своими корнями. Мы знаем, какой образ жизни мы хотим возродить и охранить. Мы создали великую религию Зороастризм. И мы храним в нашей памяти всё то, что сказал и завещал народу своему Заратустра.
В основе этого учения вера в Творца и вера в Человека, у которого всегда есть возможность выбора. Кого выбрать – Святой дух или Злой дух, решает человек. Но и ответственность всегда будет лежать на тебе, а не на том, кого ты выбираешь. В глубокой древности курды заложили основы нравственности и морали, возвысив Разум и Совесть. Наша духовность богата удивительной религией. Это Езидизм. Она вобрала и вместила в себя философию торжества Добра и Мира. Благие мысли, благие слова, благие дела – вот основные постулаты в курдской ментальности. Толерантность и сочувствие прежде всего к другим, иным, страждущим, больным, голодным, слабым, отверженным – особенность Езидизма.
Мы не фантазируем на предмет нашей уникальности и величии. Нам это ни к чему! Нас всегда обескураживала ложь. Наверное, поэтому мы терпели, что о нас плели всякую ахинею и ловко обворовывали. Беспочвенные и граничащие с безумием амбиции – это не про нас.
Мы, например, в отличие от наших соседей армян никогда не считали, что Истину и Слово можем оборонить только мы. Никогда! Но мы твёрдо знаем, что нельзя Истину осквернять Ложью, а Слово произносить визгливо, переходя на ангинный сип.
Мы устали извиняться перед армянами за то, чего не совершали. Мы не имеем отношение ни к какому геноциду. А спасали тысячами. Это правда! Мой близкий родственник Джангир-ага, спасая армян, пожертвовал тысячами курдских жизней. А другой мой родственник, знаменитый Усув-баг был предан Армении, её народу, посвятив свою жизнь, которая как-то уж очень странно и неожиданно оборвалась, своей новой родине. И армяне это прекрасно помнят и знают. Но не хотят признаться в том, что курды всегда были им добрыми соседями и надёжными друзьями. Как всегда вынашивают некие планы. Была война, были какие-то грязные интересы, подлые интриги. Мы же, и тогда и сегодня, мало во всём этом понимаем. Грязные игры – это не курдские игры. И мне совсем не нравится, что некоторые курды по сей день выворачиваются наизнанку перед армянами, вымаливая у них прощения за то, что не ими было замышлено. Есть документальные свидетельства жестокости армян в отношении курдов. Мы об этом стараемся не упоминать. Это ничего не изменит. Нельзя постоянно взращивать сад ненависти в душе. И всё же. Не все армяне и не все курды читали некоторые документы, которые я хочу привести для ознакомления. Это лишь их ничтожная их часть.
1.Из статьи, посвящённой вопросу потерь курдского населения, опубликованной в ноябре 1916 г. в печатном органе армянских националистов: "…если армяне в течение этой войны дали 360000 человеческих жертв, то курды также имели огромные потери".
Как 360000 тысяч превратились сначала в 1200000 тысяч, а сегодня это уже 2000000 - большая загадка. Зачем только это? Если бы погиб даже один человек – это всегда огромная потеря и боль. Не убивайте своих, даже понарошку.
И дальше, в этой же статье: "Всё пространство – начиная с Ванского озера на юг и на запад, района Битлис-Буш, затем через Хныс, Буланык, Патноц, Маназкерт, Ала-Даги вместе с Алашкертом, до районов Басена и Байазид-Диадина, где до войны жило более 800 000 курдов, - в настоящее время совершенно опустело".
Очень больно считать убитых, но надо внести ясность в этот совсем непростой вопрос. Надо выходить с достоинством из этой такой трагической и такой кровавой истории. Не надо ничего и никого забывать, чтобы снова не пережить этот ужас, а посмотреть на эту страницу нашего прошлого с каких-то иных позиций. Хотя бы попытаться быть честными. Без ненависти и желчи, безо лжи и фальши – нужно и можно. "Это надо не мёртвым, это надо живым".
Из той же статьи: " Многие курдские племена были совершенно истреблены".
И дальше, там же. Вспоминает один из начальников армянских добровольческих дружин: - … во время этой войны курды потеряли всё. И если до сих пор ещё они продолжают бороться против наших сил, то это жалкие остатки курдов в восточном Курдистане и районе Диарбекира, число которых не превышает 250000.
Хочу обратить ваше внимание, что против курдов, против мусульманского населения, воевала вся мощь русской армии, казачество и вооруженные до зубов армянские головорезы.
На вопрос сколько в общем погибло курдов во время этой войны, известный турецкий богач Джафар-ага сказал: - Трудно сказать об этом что-либо даже приблизительное. У нас счёта, числа нет… Но одно не подлежит сомнению. И это то, что курды потеряли три четверти своего общего числа.
Ну, а с учётом того, что число курдов в несколько раз превышало армянское население, не трудно посчитать, сколько курдов было уничтожено, повешено, разрублено.
Геноцид! Курды свой геноцид вспоминают молча, без тризны, шума и помпы и лжи.
2. Из телеграммы генерала Болховитинова, датированная 17 марта 1916 г. " Мне известен следующий случай в Тодване / там жили курды /: в одном из домов квартировали на одной половине стрелки, на другой дружинники-армяне. Стрелки приютили, кормили более двадцати бесприютных мусульманских детей. Когда стрелки были посланы на разведку и затем вернулись, то нашли всех детей зарезанными. На время отсутствия в доме оставались только армяне. Дознание, произведённое мною по этому поводу, определённо установило участие в этом деле армян, но, к сожалению, не открыло виновных, так как армяне настолько запутали показания, что разобрать не было возможности".
3. Дело военного суда при полевом штабе Кавказской армии. Из особого постановления: "Армяне-добровольцы были признаны виновными в изнасиловании курдянок-женщин и девочек и в предумышленном причинении посредством истязаний и нанесении смертельных ран смерти 26 женщинам и детям. Суд приговорил их к смертной казни через повешение".
Казнь не состоялась. Армяне и тут ловко вывернулись, скорее всего, откупились. Суды и судьи бывают продажными.
4. Из рапорта командира 589-ой пешей дружины государственного ополчения коменданту крепости Карс. "Местные греки и армяне грабят курдские селения и насилуют курдских женщин".
5. Из статьи Кариняна А.Б. "К характеристике армянских националистических течений".
"Армянские добровольческие отряды систематически уничтожали курдское и турецкое население".
Это всего лишь несколько эпизодов той уже давней, но такой нестираемой и незабываемой боли. Мы научились с этим жить, мы научились прощать. Мы отпускаем всем грехи и нам не нужно для этого разрешение Папы Римского. Нам достаточно для этого всего лишь веления и зова наших сердец, уважения к памяти всех убитых и оскверненных. И не важно, какой веры, какого роду и племени были все эти люди. Мы, курды, хотим жить в мире, где правит человечность, где Бог в сердцах и душах наших, где помыслы высоки, а руки чисты.
И ещё! Кто-то считает нас простофилями, то есть такими, кому легко навесить лапшу на уши. Да, мы излишне простодушны и порядочны. Но не до такой степени, чтобы позволить обвести нас вокруг пальцев.
Мы начинаем борьбу с фальсификациями нашей истории, с её разграблением и присвоением другими народами. Сложный, долгий и тернистый путь, потому что мифы живучи, но правда сильнее. И мы готовы!
"Очищение исторических представлений от укоренившихся в них мифов возможно лишь методом источниковедческой критики" - академик Янин В.Л.
" О сколько нам открытий чудных готовит" предстоящий день! Сколько новых имён и великих деяний открывается народу курдскому. Какой исполненный высокой радостью и гордостью путь предстоит нам пройти.
Мы ничего не имеем против того, что многие сыны курдов стали в тысячелетней истории Славой и Гордостью других народов. Главное тот вклад, который они внесли в мировую культуру, науку, в просвещенческую и духовную жизнь человечества. Мы только за справедливость. И уж коль скоро они были и считали себя курдами, давайте будем помнить и отмечать это.
В последнее время стало тенденцией, что многие курды, ставшие известными и влиятельными в той или иной стране, и никогда ранее / в силу известных причин / не заявлявшие о своей идентичности, стали подчёркивать своё происхождение. Это очень важный момент. Это говорит о том, что ситуация стала меняться, появилась возможность понять своё предназначение и заявить об этом открыто, появилась возможность служить своему народу. Конечно, это произошло не само собой. Это результат борьбы нашего народа, это результат того фантастического прорыва, который мы прошли, пережили и победили. Это говорит о возрождении исторической памяти. А она не стираема!
Курдистан относится к этому со сдержанным достоинством и готов принять тех, кто искренне хочет и готов служить своему народу.
Теги: Аза Авдали, Сирия, Сирийский Курдистан, Салих Муслим, курды, Курдистан, езиды, Армения, Турецкий Курдистан, Диарбакр, армяне, греки, турки