Резко участились встречи лидеров ведущих стран Ближневосточного региона и лидеров ведущих держав мира. Визит Президента США Барака Обамы в Израиль, примирение Турции и Израиля по слову Обамы, шатл-турне госсекретаря Керри по Ближнему Востоку, его недавний визит в Москву, сейчас сквозное турне Камерона, начавшего поездку с Сочи, где он провел достаточно неформальные переговоры с Владимиром Путиным. Следом внеплановый визит израильского премьера Нетаньяху в Москву. На очереди намеченная на16 мая встреча в Белом доме Обамы и Эрдогана. Затем будет встреча Путина с Обамой.
Параллельно идет изменение позиции США по сирийскому кризису: США снимают одно за другим самоограничения на участие в конфликте. В контексте однозначной реакции турецкого руководства на теракт в Рейханли, когда все причастные к обеспечению безопасности Турции поспешили голословно обвинить Сирию в причастности к организации теракта. Но проблема только одна – успехи сирийской армии, не без помощи своих неафишируемых союзников консолидирующей свой контроль над территорией своей страны. Если Сирия отобьется от джихадисткого интернационала, то в ином свете предстанет и вооруженное вмешательство Запада в навязанный Ливии конфликт с этим интернационалом.
Проблема в том, что США не могут принять участие в сирийском конфликте на стороне так называемой вооруженной оппозиции, естественно, что они не могут и не хотят поддержать Башара Асада. Выход – независимое международное вмешательство с формальной целью обуздать обе стороны конфликта, что-то вроде международного прокурорского надзора. Тогда ясно, зачем "пережевывают" "зарин" и мусолят "взрывы на сирийско-турецкой границе", а сейчас раскручивают видео "джихадиста", рвущего зубами сердце сирийского солдата: "оппозиция" не та, слишком много "Аль-Каиды".
После того, как международные коалиционные силы вмешаются, обе нынешние стороны конфликта окажутся вынужденными уступить им поле боя. Де юре это будет принуждение к миру страны, погрузившейся в глубочайший гражданский конфликт, а де факто – свержение режима Асада по той же схеме, по какой в 2003 году был свергнут режим Саддама Хусейна. Но, все знают, что это – партия без окончания, потому что окончанием будет долгое кровавое "послевкусие". Кроме того, американцев сдерживает их собственный горький иракский и афганский опыт, который говорит, что западная армия, действующая под контролем СМИ и при публичном ведении "пост-войны", направленной на подавление ведущегося не по правилам вооруженного сопротивления, не справится с широким партизанским движением. Но и без ввода собственных вооруженных сил на "захватываемую" территорию, как показал печальный ливийский опыт, не обойтись. Видимо, и в 21 век нога солдата должна вступить на чужую территорию, чтобы было всем ясно, кто победил. Интересно, что говорят на этих консультациях турецкие эксперты, потому что основу сил вторжения, если Запад решится его предпринять, на этот раз составят турецкие войска. Но может ли Эрдоган рассчитать поведение даже собственной армии, которую он, как ему кажется, взнуздал и поставил на место? Что получит Турция за участие?
Сейчас лучшим выходом из сирийского конфликта было бы дать Башару Асаду устоять. Каковы бы ни были моральные и материальные потери тех, кто ставил на "оппозицию", это – лучший, а главное вполне реализуемый выход из этой кошмарной ситуации.
В противном случае ситуация в Сирии потребует другого формата вмешательства, т.е. масштабного вооруженного вторжения, потенциально признанного обеими сторонами конфликта в Сирии, т.е. реально должны быть учтены интересы нынешнего режима, а это возможно, только если заранее разделить Сирию на части и сразу установить разные зоны оккупации. Это – сложная операция, которая потребует такого уровня взаимодействия великих держав, на какое евро-атлантический мир не был способен после Тегерана и Ялты.
Теги: Вадим Макаренко, США, Барак Обама, Израиль, Турция, Ближний Восток, Россия, Владимир Путин, Рейханлы, Ливия, Башар Асад, Сирия, Аль-Каида