Существует реальность, которую нельзя игнорировать. Курды – это суперобщность, или суперэтнос, не в смысле его величия, а в смысле его сложной (составной) структуры, которая включает в себя много менее сложных этнических общностей, которые исторически находились, а порой и сейчас находятся в противоречивых или даже конфликтных отношениях друг с другом. В стуктуре суперэтноса нет внутренней иерархии, но есть ядро, которое, будучи доминантой, задает основные тенденции развития этого образования. Но судьба более мелких этнических групп не обязательно в том, чтобы слиться с основным ядром: они могут длительное время сосуществовать, могут слиться, а могут на каком-то этапе выделиться в полностью самостоятельные этнические общности, как в России произошло с украинцами, образовавшими собственную нацию.
В этом плане нынешний спор в Армении о том, курды или нет езиды? - это не случайное политически мотивированное разногласие, а реальная проблема, которая отражает сложный характер отношений в между генетически родственными, но прошедшими непростой исторический путь субэтническими группами. Эта проблема самоидентификации, которая в Армении практически лишена политического содержания из-за малочисленности езидов и носит культурный характер, много более мощно проявляется в Турции, где, наряду с турками и курдами, существует курдская алевитская общность (курды-алавиты), т.е. говорящие на курманджи и на зазаки алавиты, а часть из них сейчас говорит по-турецки, которые сейчас также добиваются, чтобы была признана их собственная идентичность, не желая себя именовать курдами даже во вторую очередь. Алавитов, говорящих на языке зазаки, называют заза, или курдами-заза, против последнего варианта они, по крайней мере, часть из них, возражают. Кстати алавиты, которые вынужденно приняли ислам, близки к езидам некоторыми зороастрийскими элементами своего синкретического религиозного сознания, что мешает их сближению с теми, кто искренне исповедует ислам, а тем более, в его крайних формах.
Кому-то эти различия кажутся надуманными, но было бы ошибкой игнорировать эти различия, считая их отражением сиюминутных политических склонностей, результатом чьей-то пропаганды или какой-то неграмотностью. В политике свойственно упрощать ситуацию. Иногда, может сложиться впечатление, что Турция – это только турки, курды и армяне, но реально в этой стране проживает 47 народов. Территория самого Курдистана не многим отличается от территории остального Ближнего Востока, где рядом тысячелетиями живут разные народы, и где исторические испытания по-разному перенесенные потомками одного народа, часто разводят их и делают особыми, самостоятельными народами. Это хорошо понимают в Иракском Курдистане, где этнические и конфессиональные меньшинства получили квоты на участие в парламенте.
Курдская проблема, как и проблемы других народов, будут по-разному решаться в различных частях Ближнего Востока. Важно только, чтобы не возникала такая ситуация, когда, обретя независимость, или на первых порах право голоса, тот или иной народ забывал о существовании своих старых соседей, считая их интересы ничего не значащими.
Теги: Вадим Макаренко, курды, Курдистан, езиды, алавиты, заза, ислам, Турция