Уважаемый Вадим! Вы затронули очень сложную тему. Она сложна априори. Не думаю, что на сей счёт есть единое мнение. Я сейчас не о курдах даже. Не хочу уходить в какие-то глубинные аспекты этого совсем непростого вопроса. Но даже на одном примере можно показать, что ох, как не прост, сей вопрос.
Вам, как учёному, русскому учёному хорошо известна многовековая история становления российского суперэтноса. Это был сложнейший процесс. И по-разному воспринимался теми этносами, которые, собственно, и позволили состояться российскому суперэтносу.
Да что там далеко ходить. Мы с Вами из Советского Союза. Это была страна, состоящая из разных этносов, но связанная некой общей историей, / на момент рождения и развития / общей судьбой, а также общей культурой и даже общей ментальностью.
И где сейчас эта страна? Конечно, есть и удачные примеры. Но это всегда взлёты и падения, удачи и провалы, ошибки и победы, обиды и унижения одних, гонор и превосходство других. Это очень сложный путь и есть ли свет где-то там, в тоннеле, я не знаю. Вопрос не просто философский, мировоззренческий, но и, в некотором смысле, риторический.
Не уверенна, что сегодня можно и нужно говорить о структурообразующей роли курдов в составлении курдского суперэтноса. Конечно, приставка "супер" завораживает, но она и предлагает иной взгляд на те, по-настоящему, суперглобальные задачи и вопросы, которые стоят перед курдами. Всё это забалтывает наши стремления и наши цели. Это попытка втянуть нас в пустопорожние дискуссии. Хочу оговориться, я имею в виду совсем даже не Вас. Для меня эта оговорка принципиальна.
В какие-то давние-предавние времена так оно и было. Это был начальный пассионарный период нашей истории. Сегодня же ситуация несколько иная. Сегодня для курдов важнее всего и приоритетнее – возрождение и сохранение своего этнополитогенеза. Мы проживаем и переживаем очень драматичный период нашей истории. Это наша новая пассионарная эпоха. Это эра курдского становления, эра торжества справедливости.
Всему своё время. В характере нашего народа толерантность и глубочайшее уважение ко всем народам. Поэтому все этносы, живущие в Курдистане, могут рассчитывать на признание и защищённость своих прав и своего будущего в составе нового Курдистана. Вот тогда и можно будет говорить о курдах как о суперэтносе.
На протяжении веков из нас пытались вытравить нашу самобытность, наше единство. И всегда это была целенаправленная, преследующая совершенно определённые задачи политика того этноса, который на тот момент и был суперэтносом. Да, собственно, и по сей день таковым и является. Правильнее было бы говорить о нескольких суперэтносах. В этом смысле курдам "чертовски повезло". И ничего хорошего в этой нашей истории не было.
Согласитесь, что у каждого человека и у каждого народа есть право, самому решать как ему жить и кем ему быть. Никто не имеет право решать за нас, за курдов, кто мы и что мы.
Проблема самоидентификации может быть как надуманной, так и навязанной.
Мы очень богатый народ. Я имею в виду наше культурное богатство и разнообразие, нашу потрясающую духовность, наши древние и великие религии, наши диалекты и наречия. Мне нравится, как устроено и живёт курдское общество и как стремительно развивается курдское самосознание.
И ещё! Многое из того, что творят и как ведут себя наши некоторые соседи – абсолютно политически мотивированно и грязно. Никому не позволено и никогда не будет дозволено решать за нас важнейшие для нас вопросы.
И езиды, и зазаки хорошо знают, из какого корня они произросли. Они прекрасные цветы курдского букета.
А тем, кому всё неймётся, хочу дать один совет. Господа, займитесь собственной страной и собственным народом. У вас проблемы!
Комментарий на статью Вадима Макаренко "Курды - это суперэтнос" от 21 мая 2013 года.
Теги: Аза Авдали, Вадим Макаренко, курды, Курдистан