После того, как в США и ЕС заявили, что они готовятся снять эмбарго на поставки оружия в Сирию, конфликт в этой стране, если не будет прорыва на второй встрече в Женеве (а, скорее всего, его не будет), может пойти по пути превращения в войну сателлитов. За вооруженной оппозицией будут стоять США, ЕС, Арабские страны, Израиль, а за режимом Асада - Иран, в какой-то степени Ирак. Запад и, главное, монархии Персидского залива не могут смириться с поражением в Сирии, нанесенном им с помощью Ирана. Это, безусловно, придаст конфликту еще большую остроту и новый масштаб, он затянется еще на какое-то количество лет.
В этой ситуации основные усилия западного лагеря будут в ближайшее время направлены на изоляцию района боевых действий от Ирана, а это означает, что очень сильному давлению подвергнется Ирак. Позиции премьер-министра Нури эль-Малики и так не простые, но ситуация может еще более осложниться. Потенциально Ирак в какой-то момент может не только подпасть под санкции, но и реально действия курдской и суннитской общин Ирака получат карт-бланш Запада, хотя не в смысле их отделения от Ирака, что неприемлемо в первую очередь монархиям Персидского залива, да и суннитскому лагерю в целом, который не хотел бы упускать ни Киркук, ни Басру, а с точки зрения устранения доминирования шиитской общины, а вместе с ним снижения иранского присутствия в стране.
Распад Ирака, которого с минуты на минуту ждут многие курды, неприемлем Западу, потому что он лишает его рычагов реального стратегического и экономического влияния на очень важные шиитские районы Ирака, что является важной часть плана сдерживания Ирана. Но в качестве своеобразной награды за участие в сдерживании Ирана и некоторой компенсации за отказ от выхода из Иракской Федерации курды могут получить со стороны США максимальную поддержку для продвижения и укрепления своих позиций в самом Ираке. Парадокс состоит в том, что и самим иранцам нужна более мощная курдская партия, заинтересованная в едином Ираке, но в таком Ираке, который будет союзником и партнером Ирана.
В любом случае ситуация на Ближнем Востоке складывается так, что курдам Южного Курдистана предстоит оставаться частью Ирака, хотя и весьма независимой, еще значительный период, поэтому им предстоит найти сильные ходы в своей "иракской партии". Одним из важнейших будет вопрос замещения должности президента Ирака, независимо от того, будет ли это необходимо сделать сейчас в связи с болезнью Джалала Талабани, или эти перемены произойдут по итогам выборов 2014 года. Этот шаг тесно связан и с поддержанием устойчивости внутриполитической ситуации в Иракском Курдистане, потому что там выстроена сложная система поддержания внутреннего баланса сил.
Реально Эрбилю нужна более сложная политика в отношении Ирака, в его нынешней политике слишком однозначно доминирует идея обособления от основной части Ирака, в лучшем случае он готов представлять себя как "другой Ирак", а сейчас, когда Курдистан уже обрел определенную собственную мощь и имеет серьезный потенциал, нужен план его интеграции в Ирак. Видимо, главным в этой линии будет усиление федеративных составляющих, а также много большего участия Эрбиля в экономическом строительстве во всем Ираке.
Теги: Вадим Макаренко, США, Сирия, Башар Асад, Израиль, Иран, Ирак, Нури аль-Малики, сунниты, курды, шииты, Иракский Курдистан, Джаляль Талабани