Курдская активистка и политик Лейла Зана сделала немыслимое в 1994 году. В то время, когда курдский язык и культура были незаконными в Турции на протяжении десятилетий, она встала и приняла присягу в турецком парламенте на ее запрещенном родном языке.
Это событие оказало такое влияние на курдского режиссера документальный фильмов, Гюнеш Кудрет, что она сняла фильм об отважной курдской активистке, которая пережила 10 лет заключения за свою деятельность, а в настоящее время является активным политиком в Турции.
Гюнеш, которая изучала кинопроизводство на стипендию французского правительства в Сорбонне в Париже, выпустила семь документальных фильмов о курдском вопросе. И, тем не менее, она остается малоизвестной среди курдов. В Турции ее фильмы запрещены. Причиной этого, по ее словам, является ее курдская принадлежность и курдские темы ее фильмов.
"Турецкая пресса стала препятствием, поскольку она заблокировали мой доступ к курдскому населению в Турции", пояснила она.
"Большинство моих работ о нации, которая не имеет государства и живет под гнетом. Существует система, которая направлена на растворение этой нации. Таким образом, мои работы были запрещены в Турции", сказала она.
Все фильмы Гюнеш, в том числе один о муже Заны, Мехди, который также провел 16 лет в тюрьме как курдский активист, финансировались за счет французских организаций и производились во Франции.
В 2004 году 48-летняя Гюнеш приняла участие в Международном Средиземноморском кинофестивале в Монпелье со своим фильмом "Alev", который был выбран в качестве одного из фильмов с лучшими сценариями.
Однажды, когда турецкие журналисты спросили Гюнеш, разделяет ли она идеи Лейлы и Мехди Зана, она ответила: "Как я смогу сделать фильм об их жизни, если я не смогу думать, как они?"
"По этой причине турецкие СМИ ничего не писали обо мне. Если бы я была турчанкой и если бы я не говорила, что думаю, как Лейла Зана и Мехди Зана, турецкие СМИ говорили бы обо мне очень позитивно", сказала она.
Она сказала, что в другой раз, когда Даниэль Миттеран, супруга экс-президента Франции, положительно отозвалась об одном из ее фильмов о семье Зана, бывшая первая леди подверглась резкой критике со стороны турецкой газеты "Milliyet".
Так почему же Гюнеш решила сделать фильм о семье Зана?
"Чтение присяги на курдском языке в турецком парламенте Лейлой Зана произвело на меня большое влияние, потому что она говорила на запрещенном языке в месте, наполненном расистами", пояснила она.
Этот фильм, сделанный в 2002 году с помощью международной французской кинематографической организации, получил ряд международных наград.
В 2004 году Гюнеш продюсировала фильм о Мехди Зана, озаглавленный "Мехди Зана: другой взгляд на жизнь".
"Я читала книги и труды Мехди Зана. Я узнала, что он провел в тюрьме 11 лет. Мой отец был замучен в тюрьме, как и он. Жизнь Мехди и его друзей в тюрьме очень повлияла на меня, поэтому я решила сделать этот фильм, "сказала Гюнеш.
Гюнеш сказала, что она сталкивается со многими трудностями при создании фильмов, особенно с финансовыми.
Фильм о Лейле Зана был произведен с помощью государственного телеканала "Франция 5" и "Гюлер Филмз". "В то время французская политика по отношению к курдскому вопросу была доброжелательной", объясняет Гюнеш.
Гюнеш оценила недавний рост достижений курдских фильмов на международных кинофестивалях, но посетовала, что, так как курды сами по себе не являются государством, курдские кинематографисты представляются и отождествляются со странами своего гражданства. Гюнеш привела турецкого Йылмаза Гюнея и иранского Бахмана Гобади, двух курдских режиссеров, в качестве примера.
У Гюнеш есть три новых кинопроекта: "Alev" - история о курдской девушке, которая выходит замуж в Диярбакыре и мигрирует во Францию; "Sarirakrn" - история другой курдянки и "Khayalkr" - о семье из Южного Курдистана, которые стали беженцами во Франции .
Теги: Турция, Турецкий Курдистан, курды, Лейла Зана, Гюнеш Кудрет, Мехди Зана, Бахман Гобади, Йылмаз Гюней, Даниэль Миттеран