Премьер-министр Ирака Нури эль-Малики посетил 9 июня Эрбиль. Это первый визит уже более чем за два прошедших года с момента подписания Эрбильского соглашения, которое открыло выход из почти десятимесячного тупика после выборов 2010 года, но не стало основой для развития новых отношений между Эрбилем и Багдадом. Региональное правительство и федеральный центр надолго погрязли в спорах о нефти и газе, о выполнении конституции и о курдской доле в федеральном бюджете. Визит Нечирвана Барзани в Багдад 29 апреля и нынешний визит Нури эль-Малики можно рассматривать как совместную попытку нового старта.
Президент Курдистана встречал Нури эль-Малики у трапа самолета, что стало символом возобновления отношений, которые за последние два года претерпели многое. Обе стороны непросто пошли на новое сближение. Этому способствовала заинтересованность Багдада в курдской поддержке в условиях почти открытой гражданской войны с арабами-суннитами, чьи настроения подогревает гражданский конфликт в соседней Сирии. На иракских качелях сейчас курдская фаза. Позиции курдов усиливает и то, что реально стал вопрос о создании суннитского региона, чего ранее не хотели сами сунниты, рассчитывавшие на скорый реванш, и чему сейчас противятся шииты, а курды настаивали на создании федеральных регионов, предусмотренных федеральной конституцией, с самого начала, видя в них путь укрепления единства Ирака, а не его ослабления.
В Эрбиле прошло совместное заседание совета министров Ирака, а затем совместное заседание с региональным правительством Курдистана, а также состоялась встреча один на один между Нури эль-Малики и Масудом Барзани.
От этого визита, как бы ни был он важен, трудно было ждать многого: премьер-министр Малики, сказал, что ни у него, ни у Масуда Барзани нет волшебной палочки, но отмечают изменение атмосферы двусторонних отношений, которое проявляется в желании обеих сторон найти решение застарелых проблем. Причем обе стороны по-прежнему настроены решительно.
Позиция Масуда Барзани
Президент Курдистана Масуд Барзани накануне визита заявил, что в случае неудачи переговоров с премьер-министром по закону о нефти и газе, который подготовлен парламентом и ждет согласия Эрбиля и Багдада, Эрбиль будет вынужден искать "новую форму взаимоотношений с Багдадом", что некоторые комментаторы слишком прямолинейно оценили как угрозу отделения, о чем речь, конечно, не шла. Это, скорее, касается нового уровня бюджетных отношений с Багдадом, поскольку, если ранее Эрбиль зависел от получения своей доли из иракского бюджета, то сейчас он создал базу для собственного существования, создав за прошедшие годы с нуля собственную нефтедобывающую промышленность и активно развивая пути доставки своей нефти и газа на мировые рынки. Эрбиль сегодня практически вышел или выходит на то, чтобы обеспечить свою полную бюджетную самостоятельность за счет прямого экспорта нефти с территории Курдистана, что позволяет конституция Ирака. Это стало бы еще одним шагом к полной де факто независимости Курдистана в рамках де юре федеральной структуры.
Что касается отторгнутых при Саддаме территорий Курдистана, то курдские "пешмерга" с прошлого года практически контролируют исторические границы Курдистана, проходящие по богатым нефтью районам, что стало ответным шагом Эрбиля на создание федеральным центром командований на спорных территориях.
Позиция Малики
Малики подчеркивает, что это не частный визит в Эрбиль, а поездка, связанная с проведением в Эрбиле заседания совета министров Ирака, как если бы такое мероприятие проводилось в Басре или Мосуле, что подчеркивает, что Эрбиль – это также часть федеративного Ирака. Накануне визита премьер-министр заявил, что собирается сказать Масуду Барзани, что "в Конституции государство Ирак определено как федеральная демократическая республика и Ирак как единая страна. Это значит, что невозможны такие вещи как самоопределение, потому что мы уже определились, когда приняли конституцию и определили Ирак как единую страну, демократическую и федеративную".
Что делается для сближения позиций сторон?
По неофициальным сведениям, на федеративном уровне началось формирование семи комитетов, которые рассмотрят проблемы, перечисленные в соглашении от 29 апреля 2013 года, которое заключили премьер-министр Ирака и премьер-министр Курдистанского региона Нечирван Барзани.
Комитеты будут заниматься следующими вопросами:
- комитет по федеральным компенсациям семьям, которые пострадали во время событий периода Анфаль, а также тем, кто был ранен в ходе применения химического оружия в 1991 году и пострадал во время "большой миграции" с территории Курдистана;
- комитет по обмену информацией в сфере безопасности между Эрбилем и Багдадом;
- комитет по вопросам, связанным с выполнением 140 статьи конституции Ирака;
- комитет по нормализации статуса Киркука;
- совместный комитет по таможенным платежам;
- бюджетный комитет;
- комитет по природным ресурсам, включая нефть и газ.
Теги: Вадим Макаренко, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, Эрбиль, КРГ, Нури аль-Малики, Сирия, Масуд Барзани, Нечирван Барзани, нефть, Анфаль