Ситуация в Сирии, где вот уже два года бушует межконфессиональная гражданская война (хотя еще совсем недавно представители всех религий мирно уживались друг с другом), влияет на обстановку в Ираке.
Так, в мае этого года насилие в стране достигло невиданной с 2006 года отметки: сегодня оно направлено не против американских оккупантов, а касается противостояния шиитов и суннитов. Кровавые репрессии против участников демонстрации в городе Хавия, которые начались после нескольких месяцев акций протеста и гражданского неповиновения недовольных политикой правительства Малики суннитских меньшинств на востоке и севере Ирака, стали тем самым катализатором, который подтолкнул протестующие регионы к вооруженному восстанию.
В начале мая повсюду в суннитских зонах вспыхнули очаги восстания суннитских племен. Несколько городов и населенных пунктов в провинциях Салах ад-Дин, Дияла и Мосул были атакованы и всего за несколько часов оказались в руках нападавших. Племена Анбара объявили о формировании собственной армии, которые должны защитить провинцию как от вооруженных групп, так и правительственных сил.
Кроме того, в Багдаде, где живут вместе шииты и сунниты, произошла невиданная с 2006 года волна терактов. Всего за май было зарегистрировано 684 террористических акта, для совершения которых применялись самодельные устройства, магнитные бомбы, заминированные автомобили и пояса со взрывчаткой. Всего по нашим источникам 341 человек погиб, а 636 получили ранения. Как обычно, целью терактов в первую очередь стали военные, сотрудники правоохранительных органов, парламентарии, политики и государственные чиновники. Тем не менее, оказались под ударом и обычные иракские граждане на вокзалах, рынках и в ресторанах.
События в Хавии пролили свет на несколько факторов, которые определяют текущую обстановку в Ираке:
• Слабость правоохранительных органов в зонах боевых действий. В некоторых городах им удалось оказывать сопротивление в течение всего нескольких часов.
• Выход на первый план организации последователей Нашкбанди, которая представляет собой вооруженное ответвление запрещенной партии "Баас". Она противостоит силам правопорядка в ряде зон, в том числе и регионе Мосула.
• Близкие к "Аль-Каиде" вооруженные группы попытались воспользоваться инцидентом в Хавии, чтобы втянуть Ирак в межконфессиональную гражданскую войну по примеру того, что происходит в Сирии. Подтверждением тому служат многочисленные теракты и нападения на суннитские и шиитские мечети в Багдаде и Дияле.
• Многие города, которые оказались в руках суннитских племен, находятся в пограничной с Курдистаном регионе страны. Это наводит на мысль о том, что курды могли сыграть определенную роль в дестабилизации или же просто хотят показать Малики, что без их помощи у него не получится сохранить порядок на севере.
Сложившаяся ситуация впервые заставила премьер-министра пойти на переговоры с курдами. Если подписанное Малики и Курдистаном соглашение действительно применят на практике, это будет означать удовлетворение большей части курдских требований. Кроме того, события в Ливии, Сирии и Ираке позволяют по-новому взглянуть на те опасности, которым подвергает французских граждан наша дипломатия. В силу идеологических причин она готова поддержать любого мятежника, если только тот объявит себя революционером, и недооценивает религиозную окраску, которую принимают все эти конфликты в более или менее долгосрочной перспективе.
В Ливии за неимением сильной и организованной власти радикальные исламисты всех мастей получили прекрасное убежище для дестабилизации всего региона Сахеля. В Сирии выступившие против правительства светские оппозиционеры и умеренные мусульмане постепенно сдают позиции экстремистам, которые отличаются большим фанатизмом, а также лучшей подготовкой и организацией. 9 апреля все маски были сняты. Глава иракского "отделения" "Аль-Каиды" Абу Бакр аль-Багдади заявил о его слиянии с движением "Джабхат ан-Нусра", которое является крупнейшей вооруженной исламистской группировкой в Сирии. Новое объединение называется ""Аль-Каида" в Ираке и на Ближнем Востоке". Эта новость прозвучала немного позже призыва преемника Бин Ладена Аймана аз-Завахири к установлению исламистского режима в Сирии после свержения Башара Асада.
Вместо того, чтобы подобно немцам защищать наши стратегические и экономические интересы в шиитских Иране и Ираке, которые завтра станут настоящими региональными державами, наша дипломатия под давлением диванных революционеров играет на руку наиболее радикальным суннитам ("Братьям-мусульманам" с их спонсорами из Катара, салафитам из Саудовской Аравии) и ставит под угрозу наших граждан во всем мире, а в скором времени, может быть, и во Франции.
Дело в том, что заявления Франсуа Олланда и Лорана Фабиуса в поддержку революционеров, которые сегодня сдают позиции под напором исламистских радикальных групп, не способны удовлетворить ни один из лагерей в сирийском конфликте: религиозная составляющая, что уже не первое столетие раздирает мусульманский мир на части, начинает играть в нем все более важную роль. Одни обвиняют нас в недостаточной помощи, а вторые — в поддержке террористов. И в конечном итоге мы подставляем всех наших экспатов и туристов под удар радикальных вооруженных групп, которые бесчинствуют по всему Сахелю и Ближнему Востоку. Кроме того, мы упускаем огромные экономические возможности в Ираке и Иране.
Нам уже давно пора перестать читать нотации всему миру - при том, что наша собственная страна с каждым днем все глубже погружается в рецессию по вине левого политического класса, который до сих пор никак не может понять, что экономическая мощь сегодня как никогда важна для влияния в политической сфере.
Жан-Бернар Пинатель (Jean-Bernard Pinatel), генерал, признанный специалист по экономическим и геополитическим вопросам.
Оригинал публикации: Extension du domaine de la lutte : la guerre civile confessionnelle syrienne gagne lIrak
("Atlantico", Франция, Жан-Бернар Пинатель (Jean-Bernard Pinatel)
Теги: Жан-Бернар Пинатель, Сирия, Ирак, шииты, сунниты, Нури аль-Малики, Салахаддин, Дияла, Мосул, Анбар, Багдад, теракт, Баас, Аль-Каида, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, Ливия, Абу Бакр аль-Багдади, Джабхат ан-Нусра, исламисты, Усама Бен Ладен, Айман аз-Завахири, Башар Асад, Братья-мусульмане, Катар, Саудовская Аравия, Франсуа Олланд, Иран