Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани был в России в феврале этого года, сейчас идет его второй визит в Россию меньше чем через четыре месяца. Международный Петербургский Экономический форум - место, где курды должны себя чувствовать, как рыба в воде, потому что главные вопросы касаются энергетики, а это - их главная проблематика.
Новый визит и уровень встреч говорит о положительной динамике в развитии курдско-российских отношений. Безусловно, Эрбиль не собирается переориентироваться на Россию, но в своей многовекторной дипломатии он через развитие отношений с Россией нашел реальный способ поднять свой статус и в регионе, и в мире.
"Русские долго запрягают, но быстро ездят", - гласит известная поговорка, это можно сказать и о приходе российских энергетических гигантов в Курдистан. Причем Россия, поддерживая принципы территориального и государственного единства федеративного Ирака, строя отношения с федеральным правительством в Багдаде, способна помочь сделать многое в Курдистане, который нуждается как в политической поддержке в рамках своей сбалансированной политики, так и в растущей экономике, которая преимущественно базируется на энергетике, ведущей отрасли российской экономики. Политически Россия, далеко не чуждая ближневосточной проблематике, сейчас заинтересована в том, чтобы на Ближнем Востоке у нее были рычаги проведения своей политики. Сегодня здесь доминирует сирийский вопрос, потому что для России дело принципа сделать так, чтобы вернуть себе право решающего голоса в мировых делах. Сирийский прецедент ей кажется крайне подходящим для этого, поскольку Россия чувствует и постепенно доказывает правоту своей неэгоистической позиции в вопросе сирийского урегулирования через механизм переговоров сирийских сторон под международной, а фактически российско-американской эгидой. Это важно и возможно, потому что интересы России и США, по сути, не противоречат друг другу.
Курды – это неотъемлемая, как минимум, треть сирийской проблемы, если официальный Дамаск и сирийские курды окажутся за столом переговоров в Женеве, туда придет и "оппозиция". Эрбиль не управляет курдами ни в Сирии, ни в Турции: там есть свои партии, и свои лидеры, но он, естественно, волей политической географии оказался столицей для всех курдов: и из Сирии, и из Турции, - куда они вынужденно или с охотой обращаются за поддержкой. Сегодня в Иракском Курдистане более 140 тысяч беженцев из Сирии. Конфликт сильно влияет и на Иракский Курдистан. Сирийские курды могут рассчитывать на материальную поддержку только Эрбиля в решении своих проблем, пока не пришла международная помощь, а она необходима. Не только Москве, но и Эрбилю есть о чем попросить друг друга. Для Эрбиля важно вписаться в международный пул, который создает мнение и задает тренды в решении международных проблем, понимая, что в современном мире силой многое уже не решить, можно только навредить, нужно использовать международные механизмы, позволяющих переосмыслить и повысить, а главное гарантировать ему уже имеющийся высокий статус. Москва, которая в этом и следующем году будет принимать множество встреч высшего уровня, лучшее место для курдских дипломатических усилий.
В апреле 2012 года президент Иракского Курдистана срочно прилетел в Вашингтон, тогда прошло еще три месяца после вывода американских войск из Ирака, но отношения в Ираке были очень острыми, и казалось, что все ключи от иракских проблем находятся в руках США. Сегодня видно, что мир меняется быстрее, чем можно было подумать год назад. Россия становится столь же важной для развития Курдистана, как Вашингтон, не отодвигая в тень ни Анкару, ни Тегеран и, конечно, Багдад. Многовекторная дипломатия Эрбиля явно приносит свои плоды.
Теги: Масуд Барзани, Международный Петербургский Экономический форум, Сирия, Вадим Макаренко, Россия, Курдистан, курды, нефть