Сирийский кризис обострил все без исключения конфессиональные проблемы Ближневосточного региона. Помимо глобального суннито-шиитского противостояния, все чаще и чаще проявляется курдская проблема, которая в недалеком будущем грозит превратиться в одну из самых болезненных точек на карте Ближнего Востока после окончания сирийского конфликта. Курдская проблема-эта "мина замедленного действия", которая взорвет ситуацию в Сирии, Ираке, Турции и Иране.
Из разрыва дипломатических отношений между Анкарой и Дамаском сначала курды извлекли бы вроде неплохие дивиденды. В ответ на поддержку боевиков Турцией, Сирия предоставила фактическую автономию курдам на севере страны, открыто позволив им создавать воинские формирования, сирийские спецслужбы же активно использовали боевиков РПК для проведения диверсионных актов против Турции. При этом лидеры крупнейших курдских партий из иракского Эрбиля, где уже фактически существует независимая курдская автономия, поддержали указанную инициативу и помимо дипломатической поддержки, снабжали сирийских курдов оружием и боеприпасами. Эрбиль также оказал всемерную поддержку и по вопросу переброски в район сирийско-турецкой границы боевых отрядов РПК. В общем все шло к тому, что на севере Сирии уже начали прорисоваться черты независимого курдского государства, Асаду было не до курдов, Турция же опасаясь внутренних проблем с многомиллионным курдским населением если не закрывало на это глаза, то хотя бы активно не препятствовало.
Однако такая позиция сохранялась до тех пор, пока курды сохраняли относительный нейтралитет, и несмотря на всю свою лояльность к режиму Башара Асада в вооруженный конфликт на стороне правительственных войск не вступали. В настоящий же момент они уже полностью втянуты в вооруженное противостояние между вооруженной оппозицией и правительственными войсками. Особенно подтолкнуло их к этому расстрел боевиками "Джабхата ан-Нусры" 6 августа 2013 года 120 детей и 330 женщины и пожилых людей, которые являлись членами семей курдских активистов, выступивших против иностранных боевиков, воюющих в Сирии. Известие об этом всколыхнуло весь курдский мир и теперь уже, учитывая курдский менталитет, не может быть и речи о нейтралитете курдов в сирийском кризисе. Можно выдвинуть версию о том, что в случае падения режима Башара Асада, исламские боевики могут повернуть оружие против курдов, как на сторонников алавитского режима Асада, благо кровь уже пролита и особых причин для конфликта искать не надо. К этому будет способствовать и Турция, которая всеми силами будет стремиться к еще большей эскалации напряженности между сирийской оппозицией и курдами.
Призрак независимого курдского государства на сирийской территории и связанные с ней проблемы будут подвигать Турцией в этом вопросе, кровавый конфликт же между сирийскими курдами и исламскими боевиками, которые к тому же в настоящий момент усиленно поддерживаются западными странами прекрасная возможность нанести курдам и особенно РПК удар в спину. Кроме этого, участие курдских вооруженных формирований на стороне Башара Асада дискредитирует курдов в глазах США, которые еще по иракскому кризису рассматривали их в качестве главных союзников и неоднократно одергивали Турцию, не допуская применения крутых мер против курдов и РПК. Не воспользоваться таким шансом Турция просто не может. В настоящий же момент, мы можем смело утверждать, что в сирийское противостояние между правительством Асада и оппозицией, окончательно и бесповоротно включились курды.
Теги: Сирия, Сирийский Курдистан, курды, сунниты, шииты, Ирак, Турция, Иран, РПК, Турецкий Курдистан, Иракский Курдистан, Джабхат ан-Нусра, аллавиты