Всемирно известный иранский режиссёр Бахман Гобади готовится к съемкам в России. Это будет первый в истории иранского кинематографа художественный фильм, снятый в нашей стране. Съёмки планируется начать через полгода. В интервью "Голосу России" режиссер рассказал о сюжете картины, о своем взгляде на российский кинематограф и о том, что привело его в Россию.
- Г-н Гобади, в России вы редкий гость. Что привело вас в Москву?
- Главная цель визита – повидать моего доброго друга Асо (Асо Талабани, представителя Регионального правительства Иракского Курдистана в России.) И вот я впервые его увидел! До этого мы общались только по телефону. Некоторое время назад я решил снять в России или США фильм по рассказу одного курдского автора. Удалось раздобыть номер г-на Асо, я позвонил ему, он обещал помочь с постановкой фильма. И вот я снова в Москве, спустя 15 лет после моего первого приезда сюда. В 1998 году помимо столицы я побывал в Ленинграде (Санкт-Петербурге), где на международном кинофестивале моя лента была удостоена главного приза. Конечно, за полтора десятилетия Россия несколько ушла у меня из памяти, но г-н Асо вот уже два дня выступает в качестве экскурсовода: лично водит меня по Москве, показывает достопримечательности и вообще интересные места, любопытные глазу кинорежиссёра. Так что Асо всячески побуждает меня к созданию моей новой картины именно в России, при совместном участии РФ и Иракского Курдистана.
- А вы поддаетесь на уговоры?
- Пока всё к этому идёт. Сценарий уже готов. Фильм будет посвящён жизни курдского боксёра, который приехал на один из турниров в Москву. Но меня больше интересует не спортивная составляющая, а личная жизнь главного героя. Его роль, к слову, должен исполнить звёздный американский актёр. Умышленно пока не называю его имени. В нынешний же визит я провожу встречи с заинтересованными в создании этой картины лицами и пристальнее знакомлюсь с Москвой – местом действия фильма. Надеюсь, всё будет по плану, и в марте-апреле будущего года я приеду в российскую столицу уже непосредственно для съемок.
- Будут ли задействованы в вашем новом фильме российские актёры? Кстати, с кем-нибудь из них знакомы?
- Точно могу сказать, что задействую в съёмках двоих-троих российских актёров, но кого именно, пока сказать не могу. Из российских же выдающихся актёров и режиссёров я близко знаком только с Никитой Михалковым. В целом, российский кинематограф постоянно находится в фокусе моего внимания. Посмотрел уже достаточно российских фильмов и посмотрю ещё, чтобы лучше понять реалии вашей страны, привыкнуть к видам Москвы; это сделает мой фильм реалистичнее. Знаете, в Москве есть что-то удивительное, таинственное для меня... В чём загадка? Ответ не лежит для меня на поверхности. И это увлекает… Возможно, ответ в славной истории России? А, может быть, в её людях… Вы знаете, здесь, в Москве я всматриваюсь в лица прохожих и пытаюсь отыскать в них черты героев произведений Толстого или Чехова. У самого города тоже есть собственное лицо, особый фон, - словом, те атрибуты, которые помогут создать мне "атмосферное кино".Ничем подобным не могут похвастать Соединённые Штаты. Там для режиссёра Гобади загадок не осталось. А здесь, в Москве, я получил небывалый заряд вдохновения и энергетики. Надеюсь, теперь я смогу перенести загадочность российской столицы на экран. И представить её с точки зрения иранского курда.
- Г-н Гобади, а как вам современное российское кино?
- Признаюсь вам, пристально за ним слежу! Ясно, что всю российскую кинопродукцию мне изучить не под силу, но топовые фильмы, широко известные за границей, я, естественно, видел. Помню, глубокое впечатление на меня произвёл фильм Андрея Звягинцева "Возвращение", завоевавший "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале в 2003 году. Также высоко оцениваю советский кинематограф.
- Уместно ли на, ваш взгляд, сравнивать российский и иранский кинематограф? Можно ли встретить какие-либо общие тенденции развития?
- На мой взгляд, советский и российский кинематограф – это немножко разные истории. Советский кинематограф – это традиции, лидерство, необычайная сила… Российский кинематограф должен был стать преемником этой мощи. Но, по всей видимости, это еще впереди. Мне кажется, что сегодня кинематографическая отрасль России пожинает плоды той государственной нелюбви к ней, которая наблюдалась в 90-е годы. Считаю, нынешняя российская власть в долгу перед отечественным кинематографом. Извините, что говорю об этом, но для меня это – личная история. Я ведь узнавал Россию по её кино. Только представьте себе – это происходило в крошечном городке Бане в иранской провинции Курдистан! Даже там знали о вашей стране. Если бы однажды я попал на приём к российскому президенту, то обязательно изложил бы ему своё видение проблемы. Ведь кинематограф в сегодняшнем мире – самое доступное из средств знакомства со страной и её народом.
Фото: ru.wikipedia.org
Теги: Иран, Иранский Курдистан, Иракский Курдистан, КРГ, Бахман Гобади, Асо Джанги Бурхан, Россия