Визит премьер-министра Региона Курдистан Нечирвана Барзани в Багдад и его переговоры с премьер-министром Ирака Нури эль-Малики и вице-премьером Хусейном Шахристани прошли успешно. На определенных условиях федеральный центр склонен признать правомерность изменений, которые произошли на севере Ирака, ставшем де факто прямым экспортером своей нефти, и отказаться от бесперспективной политики блокады курдских действий в нефтегазовой сфере.
Автономный Курдистан демонстрирует дипломатическое искусство, постепенно продвигаясь к своей экономической состоятельности. После достижения договоренностей о транзите нефти с Турцией, наступил черед Багдада, которому не остается ничего другого, как принять возникший феномен курдской нефтяной самостоятельности на условиях сохранения схемы расчетов за нефть, по которой вся выручка поступает в федеральную казну, а затем распределяется пропорционально численности населения регионов (=провинций). Федеральное правительство ожидает, что Эрбиль будет соблюдать соглашения, которые Ирак подписал с Советом Безопасности ООН, предусматривающие, что "доходы от продажи нефти будут направляться в Ирак через фонд "Фонд развития Ирака" в Нью-Йорке" (Шахристани). Кроме того, не должно быть демпинга со стороны Эрбиля, т.е. нефть должна продаваться на тех же условиях, что и остальная нефть Ирака. Скорее всего, Багдад будет настаивать на ужесточении условий заключения соглашений с нефтяными компаниями. Иракский Курдистан в принципе устраивает схема распределения бюджета, правда, при условии, что она будет осуществляться не менее прозрачно и четко, чем расчеты за нефть. Это вполне соответствует целям курдской политики нынешнего этапа, состоящим в максимальном развитии своего производственного потенциала, что вряд ли удалось бы сделать в тех масштабах, что сейчас, по решению Багдада. Если политические условия Курдистана улучшатся после признания его прав федеральным правительством, то это само по себе даст основания несколько сдвинуть черту раздела прибыли в сторону правительства Курдистана, поскольку уменьшатся политические риски.
Можно предположить, что позиция федерального правительства будет становиться более рациональной по мере приближения выборов в парламент Ирака, проведение которых предполагает достижение консенсуса (=согласия) по ряду принципиальных политических вопросов, что невозможно, как минимум, без согласия курдов, сохраняющих единую позицию при обсуждении вопросов на федеральном уровне. Но вопрос о курдской нефти явно должен быть решен еще до этого того, как стороны перейдут накануне выборов к согласованию позиций по принципиальным соглашениям относительно периода 2014-2018 гг., поскольку нефтяная проблема относится к тем вопросам, которые должны были быть решены в истекающий период. Несомненно, важно и то, что США фактически поддерживают ускоренное экономическое развитие Иракского Курдистана при условии, что это не будет подрывать территориальную целостность Ирака, а автономия и федеральный центр (пусть и не без внешней помощи) будут находить компромиссы по неизбежным спорным вопросам.
Теги: Вадим Макаренко, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, Нечирван Барзани, Нури аль-Малики, Хуссейн Шахристани, нефть, Турция, СБ ООН, Фонд развития Ирака, выборы