В январе исполняется 26 лет "ЛАЧИНСКОМУ КАПКАНУ", событию, которое стало причиной не только горя и страданий миллионов, но и развалило "Великую империю зла", под названием СССР.
Несмотря на истечение "срока давности" секретов, связанных с лачинским капканом, элиты Армении и Азербайджана предпочитают молчать. Иначе правда раскроет неприглядное лицо лидеров тех времен. По этическим соображениям долгое время молчал и я.
Как столица Красного Курдистана Лачин стала не просто "капканом", но и смертельной удавкой на шее армян и азербайджанцев?
В конце 1987 года армяне Нагорно-Карабахской автономной области обратились с просьбой к руководству СССР и Азербайджана о "предоставлении им независимости или присоединения к Армении".
В ответ власти Азербайджана при помощи частей Советской армии закрыли лачинскую дорогу, соединяющую Армению с Карабахом, окружили ее плотным кольцом и начали "чистку" армянских экстремистов. Между армянским и азербайджанским населением начались стычки с убийствами и грабежами.
В свою очередь армяне Капанского района, в январе 1988 г. прогнали азербайджанцев из своего района. Вскоре, то есть 26-27 февраля в городе Сумгаите был совершен погром с убийствами армянского населения. Вслед за Сумгаитом погромы армян продолжились в Баку, Гандже и в других городах. Из Азербайджана были изгнаны 350 тысяч армян, а из Армении – 200 тысяч азербайджанцев. Был наглухо закрыт так называемый "Лачинский гуманитарный коридор", по которому осажденным армянам Карабаха доставлялись лекарства и другие необходимые товары и продукты. Гуманитарный коридор превратился в смертельный КАПКАН для армян Карабаха, который продолжался до мая 1992 года. Как смогли выжить армяне, я не представляю себе.
Из-за провокационных заявлений азербайджанских политиков о том, что якобы "Лачинскую дорогу закрыли своими телами курдские женщины и дети", из Армении были изгнаны так же 20 тысяч курдов-мусульман.
Президент СССР Михаил Горбачев, не находя выхода из создавшего тупикового положения, был вынужден принять решение о восстановлении автономного Красного Курдистана между Арменией и Карабахом. Только Курдистан мог открыть дорогу, разделившую армян Карабаха и Армении, и предотвратить неминуемую катастрофу для всего СССР.
В мае 1991 года Горбачев дал указание Азербайджану восстановить Красный Курдистан, который был ликвидирован Сталиным в 1931 году, а нам руководителям "Якбун" поручили подготовить курдское население к объявлению автономии в составе Азербайджана.
Надо отметить, что в тот период Рабочая Партия Курдистана под руководством Абдуллы Оджалана вела ожесточенную войну против турецкой армии, а в Южном Курдистане курдские пешмарга под руководством Масуда Барзани и Джалала Талабани вели не менее героическую, освободительную войну против БААСистского режима Ирака. Поэтому создание курдского государства в Закавказье представляло смертельную опасность, особенно для Турции.
В целях недопущения восстановления Кавказского Курдистана президент Нахичевани Гейдар Алиев и американский стратег Пол Гобл были приглашены президентом Турции Демирелем в Анкару, где они разработали коварный план, который получил название "План Гобла". Согласно плану, Азербайджан, провоцируя войну, отдает армянам город крепость Лачин, чтобы тем самым не только расчленить Красный Курдистан, но и вообще снять с повестки дня вопрос о восстановлении курдской автономии. А затем под давлением мирового сообщества планировалось заставить Армению согласиться на обмен Лачина на армянский Мегри, с тем, чтобы "соединить Армению с Карабахом, а Азербайджан с Нахичеванью и, естественно, с Турцией". Это было бы своего рода "восстановлением Великого Турана", чему мешала армянская Мегри. В результате Армения лишилась бы границы с Ираном, оказавшись в окружении Азербайджана, Турции и враждебной ей Грузии. А для мирового сообщества это просто было бы представлено как "воссоединения братьев", и больше ничего! Этот "гуманный" план представлял смертельную опасность не только для армян, но и для курдов, причем для курдов в первую очередь. Мы тогда не знали об этом плане.
Вскоре после указания Горбачева Азербайджан неожиданно начал широкомасштабную войну против своих же собственных граждан – армян Карабаха. В связи с вспыхнувшей Карабахской войной Горбачев в августе того же года был отстранен от должности, а вскоре развалился и СССР. Вместе с развалом СССР и в связи с начавшейся Карабахской войной распалась и наша политическая организация "Якбун". Под влиянием пропаганды армян и азербайджанцев руководители "Якбуна" во главе с Мамедом Бабаевым, проживавшие в Баку, поддержали Азербайджан, а армянские и грузинские якбуновцы – поддержали Армению. Одновременно стала разжигаться вражда между курдами Азербайджана, с одной стороны, и курдами Армении и Грузии, с другой. Курды-мусульмане из других регионов бывшего СССР тоже симпатизировали Азербайджану, ругая курдов-езидов Армении и Грузии.
Армяне Карабаха вели неравную, но героическую борьбу против армии Азербайджана. Правда, их поддерживал огнем 366 полк Советской армии, еще остававшийся в Нагорном Карабахе.
В начале мая 1992 года ко мне на "фазенду" приехал Мамедов, заместитель президента Азербайджана Аяза Муталибова, которого сопровождали с четыре товарища из администрации президента, министерства обороны и КГБ Азербайджана. Они попросили меня создать и возглавить курдскую армию для оказания помощи в изгнании армян из Карабаха, обещая мне звание генерала. На мой вопрос: "Ради чего я должен рисковать жизнями курдских парней?" - Мамедов ответил: "Вы же требуете свой Красный Курдистан, вот мы и решим". "Это – уже деловой разговор", - ответил я, и добавил: "Издайте Указ президента о восстановлении нашей автономии. Я создам курдскую армию и без ваших войск очищу Карабах от армян". "Нет, Вы сначала прогоните армян, а потом восстановим Курдистан", - ответил Мамедов. Я, возмутившись обманом, при своем сыне Тимуре ответил: "Мамедов! Я не курдский хан Султан-бек, который, поверив вам, в 1920 году со своими землями вошел в состав Азербайджана. Что Вы сделали с ним и его народом, Вы знаете лучше меня. Вашим голым обещаниям могут поверить только дебилы или наивные, которые не изучали историю тюркских народов. Убирайтесь от сюда и ищите дураков среди своих!" Они извиняющим тоном сказали: "Вакил-муалим, зачем возмущаетесь? Мы еще поговорим и решим этот вопрос." Затем они сели в свои автомашины и уехали.
Анализируя разговор, я понял, что вопрос о курдской автономии исчерпан. Мой отказ от командования ничего не означает. Они найдут другого курда. Зачем им курдская армия против 100-150 тысячного армянского населения? Можно же просто призывать курдов в азербайджанскую армию. Стоп! Всем известно, что еще в 1990 году Армения, придумывая нацию "езид", начала создавать курдские отряды фидаинов. А кто сможет противостоять натиску курдов-езидов? Только армия курдов-мусульман. Значит, готовится крупная война именно на землях Красного Курдистана. Значит, курдов ожидает перспектива взаимного уничтожения с разжиганием междоусобной вражды на десятилетия, а катастрофические последствия этого для курдов Кавказа по своим масштабам не будут уступать трагедии Халабджи. Что делать? Ведь курды СССР на своих двух съездах поручили свою судьбу только Бабаеву и мне. Только нас уполномочили выступать от имени всех курдов. С Бабаевым все ясно. Во-первых, он пожилой человек. Во-вторых, его жена азербайджанка, которая вместе со своими сыновьями была против идеи восстановления Курдистана. К тому же он предан Азербайджану и неоднократно выступал против армян и курдов-езидов. Значит, остаюсь я один. С тревожными мыслями встретил рассвет и через Грузию отправился в Ереван.
В Ереване я вместе с Алихане Маме (эксперт по курдскому вопросу парламента) встретился с представителями правительства, парламента Армении и представителями посольства России в Армении. Все они очень переживали за армян Карабаха, которым ни чем не могли помочь. А нападать на Лачин не осмеливались, так как, с их слов, тюркам было достаточно взорвать единственную горную дорогу, проходившую над пропастью, и разместить 500 аскеров на горе, чтобы расстреливать приближаюших армян как куропаток. Из их слов выходило, что они поддерживают тайные связи с некоторыми курдами Лачина. Но они обещали изменить ситуацию, так как якобы идут переговоры. Вопрос освобождения Нахчивани не стоял на повестке дня. Главное армяне еще раз подтвердили свои намерения восстановить Красный Курдистан с условием, что курды не будут препятствовать свободному общению армян двух частей и с перспективой представления им дороги. Одновременно они просили меня по возможности не допустить того, чтобы Азербайджан создал курдскую армию, и разъяснить курдам необходимость не покидать свои земли. Я попросил их при помощи авиации разбросать листовки над курдскими районами, так как они могут не поверить мне. Обговорив все вопросы, я вернулся домой и стал разговаривать с курдами. Сотни курдов еще до этого момента обещали мне, что если армяне восстановят Курдистан, то они приедут служить в рядах своей армии.
15 мая Народный Фронт Азербайджана под руководством нахичеванского клана захватила власть. 17 мая был дан приказ войскам, сосредоточенным в Лачине, прогнать курдское население Лачина и сдать район армянам, чтобы Армении с Карабахом воссоединились. Курды, которые не хотели покидать Лачин, были убиты. Армянские войска, в частях которых было немало курдов, без единого выстрела вошли в пустой город.
Вечером того же дня центральное телевидение России неоднократно повторило информации о том, что "после ожесточенных боев между курдами и азербайджанской армией, курды освободили свою столицу Красного Курдистана город Лачин". Утром, поехав к Бабаеву и его друзьям, я предложил немедленно выехать в Лачин. Они все отказались, назвав армян и курдов-езидов врагами курдов-мусульман, и что Курдистан, который будет создан армянами и русскими, им не нужен. Разругавшись с Бабаевым, я через два дня, оставив все свое накопленное богатство и "фазенду" курду Ахмаду Ширинову, вместе с семьей выехал в Ереван, а оттуда в Лачин. Я увидел сожженный город без курдов и без войск. Вернувшись в Ереван, я начал обзванивать всем регионы с просьбой направить в Лачин молодежь для создания курдской армии и охраны границ Курдистана от грабежа и мародерства. Об этом же меня просило руководство Армении для того, чтобы высвободившихся воинов от охраны направлять на фронт. В Лачин приехали представители "Якбун" Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Грузии и из других регионов, но только не было молодежи для воинской службы. Через месяц, то есть 9-10 июня, в Лачине в торжественной обстановке приняли Декларацию о восстановлении независимого Кавказского Курдистана и подняли курдский флаг. Одновременно, объявили о нейтралитете курдов в войне из-за Нагорного Карабаха. Об этом было сообщено всему миру.
Мы надеялись, что объявляя Курдистан, ускорим приезд курдской молодежи. Нам нужно было хотя бы 200 курдов-мусульман из Азербайджана и других регионов, чтобы заткнуть глотку нашим изменникам и продажным шкурам, которые орали на весь мир о том, что "все это не восстановление Курдистана, а провокация злейших врагов курдского народа, армян и езидов, и что Мустафаев обманут дьяволами в пользу армян и т.д." Для создания армии нам было достаточно молодых людей из Армении и Грузии, тысячи которых изъявили желание служить своей армии и освободить свою столицу Ганджу.
В это же время в республики бывшего СССР, в том числе и в Азербайджан, прибыло много членов ПКК, которые выступили против восстановления Кавказского Курдистана, заявляя, что они восстанавливают Великий Курдистан и не надо расчленять курдские силы на 5 частей.
Вскоре в Ереване состоялось Международное совещание по Карабахской войне с моим участием. Все выступавшие, в том числе представители Азербайджана и Турции, в один голос требовали обменять Лачин на Мегры с тем, чтобы прекратить войну и воссоединить Армению с Карабахом, а Азербайджан с Нахичеванью. После моего заявления о том, что Лачин является столицей Кавказского Курдистана и что никому не дано право делать нашу столицу предметом торга, Совещание Минской группы СБСЕ закрыли.
Через 4-5 дней Турция подогнала к границам Армении мощную военную группировку, угрожая разбомбить Ереван за то, что "Армения якобы создала в Лачине курдскую террористическую организацию". А Иран в ультимативном тоне потребовала от Армении "не допустить создания на его северных границах Курдского государства, которое якобы будет угрожать безопасности Ирана". Москва устами министра обороны Грачева и госсекретаря Бурбулиса немного "успокоила" Иран и Турцию
Члены Правления Курдского Освободительного Движения под руководством Ишхане Аслан, Азизе Джаво, Гулистана и других по очереди дежурили в Лачине, ожидая приезда курдской молодежи. Мы, сами не зная того, сорвали "План Гобла". Турция в отместку закрыла и свои воздушные линии, лишив Армению гуманитарной помощи.
В марте 1993 года руководитель Карабаха Роберт Кочарян сказал, что они скоро освободят Кельбаджар. И попросил: "Чтобы тюрки не разыграли лачинский сценарий, предупреди курдов, чтобы они при появлении нашей армии подняли курдский флаг или белые полотнища с тем, чтобы наши войска не причинили им вреда. Они станут фундаментом Курдистана. Но, если не хотят, то пусть заранее уйдут, чтобы не пострадать". Я, поблагодарив Роберта Кочаряна, спросил: "Не сложно ли будет освободить Кельбаджар? Ведь там сплошные горы. А в горах курды непобедимы. Кроме того, там каждый камень является естественной крепостью". Роберт Кочарян посмеявшись сказал: "Не переживайте, Вакил. Все уже решено, не будет большой крови". Тогда я, не зная ничего, не придал значения его словам, считая, что Роберт хвастается. На следующий день я поехал в Тбилиси к курдам и в течение 10 дней звонил Бабаеву, Ахмаде Апо, Гасанову, руководителям курдов Кельбаджара и всем другим, чьи номера телефонов были у меня. Все они обещали мне предупредить курдов Кельбаджара, но, посоветовавшись с властями, не выполнили мою просьбу и не передали предупреждения.
Вернувшись в Степанокерт, я информировал Кочаряна о своих переговорах и сделанных предупреждениях. 2-го или 3-го апреля армянская армия, не встречая сопротивления, захватила Кельбаджар. Оказывается, что перед армянским наступлением, азербайджанское командование вывело всю армию из Кельбаджара, сосредоточив их в пустых горах близ Лачина. Для чего? Никто не знает и никто не ответил за эту измену. Конечно же, курды разбежались, потеряв все свое имущество. Оставшиеся там, были, по их просьбам, отправлены нами в Азербайджан.
Сторонники Гейдар Алиева (нахичеванцы и армянские азербайджанцы), обвиняя президента Эльчибея (Абилфаз Алиев, тоже из нахичеванского клана) в не способности защитить азербайджанские земли, прогнали его в Нахичевань, посадив на азербайджанский престол Гейдара Алиева. Он тут же прогнал афганских добровольцев-"моджахедов" и других помощников, отдал армянам дополнительно еще пять районов Красного Курдистана, вплоть до Агдама, и в мае 1994 года заключил мирный договор с Арменией и Карабахом, по существу признав Карабах в качестве самостоятельного субъекта. В Азербайджане до сих пор не установлен виновник сдачи армянам без сопротивления Лачина и Кельбаджара. Министр обороны Раим Газиев обвинял в этом Гейдара Алиева, а тот – Раима Газиева. А курды пострадали страшно. Г. Алиев, придя к власти, вошел в СНГ и обещал Москве разрешить размещение у себя российской военной базы.
Еще в те годы меня удивлял вопрос: "Почему нахичеванцы не принимают участие в войне против армян? Почему на стороне Азербайджана воюют чеченские, украинские и даже афганские добровольцы, а бойцов из "братской" Турции нет? Почему в Кубатлях, оставив армянам 17 заправленных танков и бронетранспортеров, они убежали вместе с населением, даже не разрушив горную дорогу Лачин-Кубатлы?" Обо всем этом и о плане "Гобла" я узнал позже. Однако разработчики "Плана Гобла" допустили серьезные ошибки: 1) они не учли законопослушный менталитет курдов, которые считали, что должны выполнять решения двух своих съездов и особенно указания президента Горбачева "о восстановления Курдистана"; 2) они не знали не только курдскую поговорку "сорока, возобновив себя умнее всех, попадает в капкан", но даже свою тюркскую поговорку: "Этма! Эталлар" (Не делай! Сделают). В результате отдав Лачин с Карабахом, не только не получили армянский Мегри, но вдобавок отдали еще семь своих городов и районов, вместе с жизнями 34 тысяч своих сыновей. Около миллиона курдов и тюрков, став беженцами, уже 22 года проживают в палатках, ведя нищенский образ жизни. Трагедию, которую они принесли азербайджанскому, курдскому, талышскому, армянскому и другим народам, невозможно описать.
Правда, разработчики "Плана Гобла" удалось, используя своих курдских агентов и членов ПКК, не допустить создания курдской армии и реального восстановления Курдистана. Кроме того, нашли другой путь к своему "туранизму", но только через Грузию.
В дальнейшем, не находя во мне "проводника" своей политики, руководство Азербайджана договорилось с Мохиром Валатом (в то время руководитель ПКК в Москве) и передало курдским партизанам для ведения войны против турецкой армии оружия и боеприпасов на 4 млн. долларов США. Кроме того, они при помощи Мохира Валата сорвали намерение создать в Москве до окончания Карабахской войны курдское правительство Лачина.
Благодаря этой вражеской "тройке" и нашим отдельным недальновидным политикам, а также продажным "шкурам", курды Кавказского Курдистана, оставшись без своих лидеров и национальной интеллигенции, разбрелись по всему миру, подвергаясь массовой ассимиляции.
По требованию руководства ПКК, в 1994 году я покинул Лачин, переехал в Россию, а оттуда был вынужден мигрировать в Италию. БОГ нам всем СУДЬЯ.
Позже Абдулла Оджалан написал, что "Мохир Валат продал Курдистан".
После прихода к власти в Армении Сержа Саргсяна отношения армян к курдам приняло враждебный характер. Это проявилось не только в высказываниях армянских политиков, но и в том, что курдские города получили армянские имена.
Все остальные события в деталях описаны в моей книге "История Кавказского Курдистана" и в многочисленных статьях, которые известны моим читателям. Главное, что мы как юридически, так и фактически доказали всему миру то, что Кавказский Курдистан принадлежит курдам, а не армянам и не азербайджанцам. Эта земля рано ли поздно примет своих хозяев.
"ЛАЧИНСКИЙ КАПКАН", наброшенный на шею армян, через четыре года другим своим концом захлестнул шею азербайджанских тюрков. Теперь оба эти народа вот уже 24 года задыхаются от этой удавки, но не находят способа избавиться от нее. Они призывают на помощь всех: и Америку, и Россию, и Францию, и Турцию, и другие страны. Но бесполезно. Ключ от "Лачинского капкана" находится в кармане курдов, истинных хозяев Лачина.
Не хотите задыхаться и дальше, просите прощения у курдского народа. Иначе, ВЫ ОБРЕЧЕНЫ ГОСПОДА!
ЭКС-ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ КОД
КАВКАЗСКОГО КУРДИСТАНА
ВАКИЛ МУСТАФАЕВ.