"Гораздо больше людей из Фаллуджи придут этот путь", предсказывает Абу Сеиф, который только что прибыл из Эль-Фаллуджи с 26 родственниками. Они толпятся на лестнице одного из мотелей в центре курдской столицы - Эрбиля.
Женщины в черных покрывалах, их лица скрыты. Сыновья носят матрасы и одеяла из открытого грузовика, на котором они преодолели путь из Эль-Фаллуджи. Теперь это понадобится, чтобы разместить большую семью в маленькой квартире.
Иракский город Фаллуджа в очередной раз превратился в поле битвы. После того, как боевики союзного с "Аль-Каидой" "Исламского Государства Ирака и Леванта" заняли город, армия начала обстрел, и мирные жители были вынуждены бежать. То же самое произошло, когда американцы почти стерли город с лица земли во время войны против суннитских повстанцев в 2004 году.
"Мы оставили все позади", говорит Абу Сеиф. Как и другие беженцы, он слишком напуган, чтобы называть свое полное имя. В своем зеленом дишдаше (балахоне до пят) и исламской вязаной шапке, он кажется ошеломленным: "Наш район бомбят. Все бегут".
Сеиф - один из более чем 13000 граждан провинции Анбар, бежавших в поисках безопасности в Иракский Курдистан. Несмотря на то, что они знают о смешанных курдских чувствах по отношению к иракским суннитам. Многие курды помнят их роль во время правления Саддама Хусейна, убившего много тысяч курдов.
Курдские власти сейчас находятся в политическом споре с новым, шиитским правительством в Багдаде, и открыли двери для бывшего врага, в то же время, рассчитывая, что их пребывание может быть только временным. Строгий контроль на контрольно-пропускных пунктах, организованный после терактов в Эрбиле, совершенных той же группировкой "Аль-Каиды", которая теперь оккупировала Фаллуджу и Рамади, ослаблен.
Иракская армия пытается вернуть города с помощью ударов с воздуха. "Они бьют вслепую по гражданским районам. Пострадали многие дома", говорит Сеиф.
"Никто не знает, кто в нас стреляет", говорит преподаватель химии, Абу Хайдар, который, кажется, до сих пор находится в шоке. "Я не хочу больше говорить об этом", говорит он, следя за новостями иракского телеканала.
Когда его спросили, согласен ли он с тем, что в городе много боевиков, он ответил: "Но я не знаю, являются ли они "Дааш" (арабское название "Исламского государства Ирака и Леванта"). Они проехали рядом на частных автомобилях. Да, у них были автоматические пистолеты и (гранатометы) РПГ. Но они не угрожали людям. Мы бежали от взрывов".
Вновь прибывающие беженцы говорят, что исламистских боевиков в городе больше не видно, но армия продолжает стрелять ракетами.
Хайдар, говорит, что армия и боевики работают вместе: "Это все было сделано, чтобы премьер-министр Малики мог привести армию в город".
Иракская армия и правительство - шииты, в то время как город Фаллуджа населен суннитами. Иракские сунниты протестуют в течение года против дискриминации со стороны правительства. Беженцы утверждают, что шиитский премьер-министр использует сектантские различия для собственной политической выгоды. Он хочет создать хаос, чтобы иметь возможность отложить апрельские выборы и остаться на посту.
Как бы то ни было, хаос уже создан. В Фаллудже нет электричества, продуктов питания и бытового газа. Больницы не справляются с ранеными, лекарств не хватает или они испорчены.
Для многих это уже второй случай бегства, но ситуация очень отличается от 2004 года.
"Тогда, у нас не было насилия на религиозной почве", говорит Хайдар, который в те годы бежал в Багдад. Но иракская столица с тех пор стала преимущественно шиитской.
"Из-за того, что я суннит, я не могу пойти в Багдад", подтверждает Абу Сеиф. "Мой дядя был убит там в прошлом месяце. Вся наша провинция преследуется только потому, что мы сунниты".
По материалам "Rudaw"
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, Эрбиль, сунниты, шииты, курды, Анбар, Эль-Фаллуджа, Рамади, Аль-Каида, Исламское государство Ирака и Леванта, беженцы, Саддам Хусейн, иракская армия, Нури аль-Малики, выборы, теракт