Через час после родов в истерзанной войной иракской провинции Анбар, 16-летнюю Хэйан Хусейн затолкали в автомобиль вместе с новорожденным, и вывезли на север, в курдский города Калар.
Курдистан, единственная мирная часть Ирака, стал последним пристанищем для десятков тысяч беженцев из всех провинций Ирака и соседней Сирии.
"Я оставила город Фаллуджу (провинция Анбар) 15 дней назад, через час после того, как у меня родился сын", рассказывает юная женщина, прижимая своего ребенка. Она со своими родителями стоит в очереди за продовольствием, распределяемым двумя иностранными, не государственными организациями (НПО). "Мой муж все еще там со своими родителями. Ему не хватило места, чтобы уехать с нами", говорит она.
Хусейн говорит, что иракское правительство не делает различий между гражданскими лицами и террористами, с которыми оно борется. Это ощущение разделяют многие, кто был перемещен в результате нестабильности в провинции Анбар.
Боевые действия в Анбаре между иракскими силами безопасности и экстремистским "Исламским государством Ирака и Леванта" продолжаются. Боевики захватили контроль над правительственными зданиями в городах Эль-Фаллуджа и Рамади через несколько дней после Нового года. И конца этому не видно. Бои вынудили десятки тысяч мирных жителей бежать в поисках безопасности, вызвав лавину самого крупного исхода с момента американского вторжения в 2003 году, породившего волну насилия, которая продолжается и по сей день.
Количество беженцев тяжелым бременем ложится на и без того сложную ситуацию в Ираке, и представляет огромную проблему для иракских властей, а также для иностранных и местных неправительственных организаций.
Нестабильность также продолжает распространяться в других провинциях, а именно в Салахаддине, который стал горячей точкой террористической деятельности. Отчет от 6 марта, опубликованный Организацией Объединенных Наций (ООН), отмечает, что 62 079 семей были вынуждены покинуть Анбар из-за боевых действий.
В конце февраля более 5300 из этих семей нашли убежище в Иракском Курдистане. Однако в последнее время информация, полученная агентством Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) отмечает, что некоторые семьи уезжают из Курдистана, потому что не могут позволить себе высокую стоимость местной жизни.
По мере увеличения числа внутренне перемещенных лиц увеличиваются и их потребности.
На прошлой неделе, УВКБ ООН и организация "Спасите детей" ("Save the Children" - STC) согласовали распределение основных предметов помощи и продуктовых наборов для беженцев в Каларе, городе курдистанской провинции Сулеймания. Около 300 семей из провинции Анбар прибыли в Калар с января этого года.
Али Мохаммед, продавец ковров из Эль-Фаллуджи, рассказал, как его семья приняла трудное решение уехать.
"Бои велись очень близко, но когда ракета взорвалась в нашем районе, через четыре дома от нашего, мы решили уйти. Мы прибыли сюда 7 января".
Это уже второй раз, когда Али, его жена Батул и их шестеро детей вынуждены бежать. В 2004 году насилие в Фаллудже заставило их искать безопасности в другой части провинции Анбар.
Али говорит, что они прибыли в Калар из-за последних событий в Анбаре. В 1980 году беженцы из Калара бежали от жестоких репрессий Саддама Хусейна против курдов, находя убежище в провинции Анбар. Примерно 30 лет спустя поток вынужденных переселенцев из Анбара в Калар провел печальные исторические связи.
Кахин Исмаил, глава Сулейманийского представительства УВКБ ООН, отметил, что эта историческая ссылка стала общей причиной, по которой беженцы Анбара выбирают Калар.
Вынужденные бросить все, беженцы прибывают в Калар с пустыми руками. Большинству требуется денежная помощь, чтобы рассчитаться за аренду жилья, продукты, медикаменты и визиты к врачу.
"Мы оставили все позади и бежали только в том, во что были одеты. У нас нет ничего. Наши основные потребности - питание и деньги", говорит Джама Халифа Хамади, бежавший из района Аль-Халдия провинции Анбар вместе со своими пятью сыновьями и их семьями - в общей сложности 23 человека.
Большинство беженцев в Каларе арендовали домики, где живут по несколько семей вместе, чтобы разделить высокую стоимость аренды. Курдистан переживает невероятный экономический бум, и цены на аренду недвижимости зашкаливают.
Салах Абдулла, который бежал из Фалуджи менее месяца назад, сказал, что он был вынужден продать золотое кольцо своей дочери, чтобы заплатить за первый месяц аренды. Абдулла не знает, чем заплатит в следующем месяце.
"Нам не нужно много, достаточно просто жить простой жизнью", говорит он.
УВКБ ООН поставляется предметы первой необходимости, такие как матрасы, одеяла, основные кухонные припасы и канистры, чтобы помочь устроиться беженцам в их новых домах.
Логистик и ИТ-координатор STC Ибрагим Халили заявил, что при распределении помощи им ведется оценка потребностей беженцев для следующего распределения. Сейчас семья из пяти человек получает две упаковки продуктов, каждая из которых содержит рис, масло, сахар, чай, томатную пасту и сушеный горох.
Иракское министерство по перемещению и миграции обратилось с просьбой к Совету Министров Ирака выделить 50 миллиардов иракских динаров (41 200 000 долларов США), чтобы помочь поддержать беженцев в и за пределами провинции Анбар.
5 марта ООН заявила о выделении $ 103 млн для финансирования мер реагирования в провинции Анбар. Деньги будут использованы, чтобы помочь людям, которые все еще находятся в зоне боев, и помочь иракскому правительству обеспечить их продовольствием, жильем, охраной и медицинской помощью.
Региональное правительство Курдистана (КРГ) также протянуло руку поддержки, и в настоящее время сотрудничает с учреждениями по оказанию помощи, чтобы установить временный лагерь для вынужденных переселенцев из провинции Анбар.
Власти КРГ обратились за международной помощью, чтобы справиться с 250000 в основном курдских беженцев из Сирии, в дополнение к десяткам тысяч вынужденных переселенцев, спасающихся от насилия в других частях Ирака.
На фото Киры Уокер: Анбарские беженцы в Каларе.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, КРГ, беженцы, Калар, Сулеймания, Анбар, Эль-Фаллуджа, Рамади, Исламское государство Ирака и Леванта, армия Ирака, Салахаддин, ООН, УВКБ ООН, STC