События на Украине и в Крыму как-то незаметно отодвинули на второй план главного ньюсмейкера прошлого года Сирию. Между тем, в этой многострадальной ближневосточной стране "отметили" третью годовщину начала кровавой гражданской войны, унесшей жизнь более 140 тыс. человек. Около 10 млн. сирийцев, т.е. немногим менее половины всего населения страны, срочно нуждаются в гуманитарной помощи. Гражданская война сделала каждого десятого сирийца беженцем. Сирию покинули ок. 2,5 млн. человек.
Невеселую годовщину участники конфликта отмечают с разным настроением. Явный перевес сейчас на стороне Дамаска, который ловко воспользовался раздорами в стане оппозиции и при поддержке Ирана и ливанской военизированной организации "Хезболла" перехватил инициативу.
В самом Дамаске говорят, что правительственные войска находятся на грани решающей победы. Речь идет о начавшемся в третью годовщину наступлении правительственных войск и отрядов "Хезболлы", которые активно применяют тяжелую артиллерию с танками и действуют в целом автономно, на город Ябруд. Этот стратегически важный центр расположен в 55 км к северу от Дамаска, недалеко от границы с Ливаном, в районе Каламун. Битва за Каламун в целом уже выиграна режимом. Остается уничтожить остающиеся очаги сопротивления в основном в самом Ябруде. Окончательного падения Ябруда военные специалисты ждут уже в этом месяце, хотя Дамаск уже объявил о взятии города под полный контроль. Ярбуд позволит правительству укрепить контроль над жизненно важным коридором, связывающим столицу со средиземноморским побережьем.
Несмотря на очевидные успехи говорить о какой-либо окончательной победе во всей войне правительство Башара Асада не может. Что же касается Сирии, то как государство она фактически перестала существовать. Карта Сирии сейчас напоминает разноцветное одеяло, сшитое из лоскутов разных цветов. Страна поделена тремя основными силами: правительством Сирии в Дамаске, оппозицией, в стане которой уже три месяца не стихают междоусобицы, и живущими на северо-востоке в богатых нефтью районах курдами.
Правительство Сирии контролирует Дамаск, хотя и не весь, а также прибрежные горные районы. Большие территории на севере и востоке страны находятся под контролем выясняющими друг с другом отношения повстанческих группировок. Курдская милиция яростно защищает сирийский Курдистан от исламских радикалов. У Дамаска хватило ума и здравого смысла не дробить силы, которых и без того не хватает для решительного удара по врагу, и оставить курдов, по крайней мере, пока в покое.
Сила правительства Сирии в отличие от врагов, выясняющих отношения с 3 января, в единстве. В отличие от Ливии в Сирии было довольно мало дезертиров. Особенно, среди высокопоставленных военных. Но несмотря на это, военную и финансовую помощь Ирана и "Хезболлы" и очевидные успехи в последние полгода на фронтах Дамаск так же далек от победы, как и три года назад. Гражданская война в Сирии – война с началом, но без конца. Единственный способ закончить ее – сесть за стол переговоров. Теоретически это возможно, как показали два раунда переговоров в Женеве, но практически результатов пока нет.
Фото ИТАР-ТАСС
Теги: Сергей Мануков, Сирия, беженцы, Хезболла, Сирийский Курдистан, курды, Иран