Судя по комментарию Махмуда Османа, одного из самых информированных курдских политиков, о том, что разговоры о том, что Масуд Барзани может занять пост президента страны, не имеют основания, свидетельствуют, что для курдов сейчас самым важным является максимально мощное во всех отношениях развитие собственного региона. Кроме того, курды в нынешней ситуации не видят перспектив трансформации Ирака в реальную федерацию.
В этих условиях принять должность президента неформально, а по существу, что предполагает фигура Масуда Барзани, было бы неправильно. Реальные полномочия президента Ирака фактически заканчиваются после утверждения кандидатуры премьер-министра, и принять такое предложение сейчас, значит принять его от Нури эль-Малики, другие политики пока не могут делать таких предложений, или от них они пока несвоевременны и не могут рассматриваться. Поэтому это предложение из прошлого, будущий расклад сил покажут выборы, тогда возникнет новый баланс сил, будут новые предложения в рамках реформирования политической структуры Ирака.
Безусловно, сейчас не только Малики, которому будет сложно удержать за собой премьерское кресло на этот раз, но и США хотели бы, чтобы курды еще раз "спасли" Ирак. Однако возникает вопрос, сколько можно таскать каштаны из огня за невнятно сказанное спасибо.
У части аналитиков возникает вопрос, что курды делают в Багдаде? Но это – риторический вопрос, поскольку, что ни говори, судьба Ирака в ближайшее время будет решаться в Багдаде, где будут приниматься судьбоносные решения. В этой ситуации курды должны мощно участвовать в процессах на уровне федерации, подворачивая их насколько возможно под свои интересы, которые состоят в максимальной федерализации Ирака. Курдам предстоит пройти с Ираком весь путь либо к его реальной федерации, тогда пост президента страны будет существенной должностью, а не представительским местом, либо к окончательному распаду Ирака, который должен оставаться контролируемым, но в этом случае курды должны оказаться в числе душеприказчиков распадающегося государства.
В какую сторону пойдет развитие станет ясно после предстоящих выборов. Парадоксально, но именно сильная фигура Малики, который за время пребывания у власти сосредоточил в своих руках огромную власть и огромные ресурсы, если он снова удержится в премьерском кресле, почти неизбежно толкнет Ирак к распаду. Если же Малики останется за бортом, а премьер-министра будут выбирать из других кандидатур и на базе официально, законным образом проведенного соглашения сторон новой коалиции о государственно-политической реформе, то тогда может оказаться, что курдам понадобится очень крупная фигура в Багдаде, в потенции не слабее Джалала Талабани.
К счастью, в Курдистане много опытных политиков. Трудно делать прогнозы, поскольку ситуация в самом Курдистане весьма неоднозначна, и расклад политических сил внутри региона, где до сих пор не завершено формирование коалиционного правительства, будет только усложняться. Но наиболее подходящей фигурой в этой ситуации может оказаться нынешний премьер-министр Регионального правительства Курдистана Нечирван Барзани, который имеет огромный опыт государственно-политической деятельности, широкие международные связи.
Осталось немного, результаты парламентских выборов сильно повлияют на политическую судьбу Ирака. Будем надеяться. что коалиции курдских партий удастся выступить на этих выборах максимально успешно. Успех нужен курдам, поскольку у них в Багдаде при любом политическом раскладе еще много дел.
Теги: Масуд Барзани, парламентские выборы в Ираке, Нечирван Барзани, Нури эль-Малики, Иракский Курдистан, Ирак, Вадим Макаренко, Курдистан, курды, Махмуд Осман, США, Джаляль Талабани