В течение нескольких лет, особенно в период с 2011 по 2013 годы, региональные и международные аналитические институты и центры геополитических исследований, предполагали вероятность появления нового независимого государства в результате отделения Курдского автономного региона от Ирака. Но все прогнозы делались не на основе стремительно возникающих новых геополитических предпосылок, а в рамках и в определенном соответствии с логикой военно-политических и национальных интересов ведущих региональных и мировых держав, отстаивающих свои позиции на Большом Ближнем Востоке. Прогнозы были крайне осторожными и предполагали вероятность возникновения благоприятных условий для создания независимого и суверенного курдского государства лишь в долгосрочной исторической перспективе. Речь с самого начала шла о сроках в 20 и даже 30 лет, затем стали поговаривать о 10-15 годах, сегодня же, видимо, уже под сильным давлением текущих обстоятельств и фактов прогнозы почти вплотную приблизились к исторической реальности – в течение ближайших двух лет вовсе не исключается возможность появления на мировой карте государства Южный Курдистан.
На самом деле в прогнозах отсчет идет не на годы, а на месяцы. Предстоящие парламентские выборы в Ираке, даже если они пройдут и формально будут признаны состоявшимися, не приведут к реанимации бездействующий Конституции страны, не устранят причины системных противоречий между противоборствующими сторонами политического процесса, не превратят полностью прогнивший псевдо федерализм в дееспособную структуру децентрализованного управления. Во первых, государственная состоятельность Ирака не может зависеть от личности премьер-министра. Наивно и не очень разумно надеяться на то, что по результатам новых выборов можно будет сформировать коалиционное правительства во главе с "идеальным" главой кабинета министров, готовым к разделению исполнительной власти с регионами. Во-вторых, исторически обостренные и порой бескомпромиссные этно-культурные, этно-конфессиональные, политико-идеологические, гуманитарные и административно-территориальные проблемы не укладываются в систему федеративного устройства. Курдский народ не достиг и не добьется в нынешнем федеративном Ираке ни территориальной целостности, ни воссоединения всех курдских сообществ в рамках исторических границ автохтонного Южного Курдистана. Необходимо выходить из состава Ирака путем правомерного расторжения федеративного соглашения и провозглашения независимости Южного Курдистана, чтобы избежать участия в гражданской войне.
21 апреля 2014 года Президент Курдского автономного региона публично заявил, что федеративному устройству Ирака пришел конец. Пришло время принимать окончательное решение и вести переговоры о создании конфедерации. Барзани подчеркнул, что провозглашение государственной независимости Южного Курдистана неизбежно состоится и уже никто не сможет помешать этому историческому событию. В мире, по мнению Барзани, произошли очень значимые геополитические изменения и региональная ситуация в целом заметно усилила обоснованность требований курдского народа во всех частях Большого Курдистана. Права курдского народа в Турции, Иране и Сирии должны быть признаны и соблюдены в полной мере. Надо отметить, что на уверенность и готовность Президента КАР господина Барзани не повлияла даже, мягко говоря, довольно странная согласованность позиций США и Ирана в вопросе поддержки премьер-министра Ирака аль-Малики. Иракские парламентские выборы станут точкой отсчета нового времени радикальных перемен.
Вопрос о сохранении целостности и единства Ирака может быть рассмотрен только при наличии воли и готовности всех сторон – арабо-шиитского, арабо-суннитского и курдского сообществ - к началу переговорного процесса по согласованию взаимоприемлемых и основополагающих политико-правовых, социально-экономических и военно-политических принципов мирного сосуществования в рамках союзной конфедерации трех независимых и суверенных государств. Система конфедеративного устройства может устранить главные причины проблем и противоречий, создав общее военно-политическое, информационное, инфраструктурное и экономическое пространство развития, равноправного партнерства и сотрудничества всех народов союзной страны с единой децентрализованной государственностью.
Однако, до начала переговорного процесса указанных трех сторон о создании союзного конфедеративного государства Президент КАР должен будет публично провозгласить независимость Южного Курдистана и одновременно объявить о проведении в максимально разумные сроки во всех курдских провинциях референдума по вопросу о выборе формы самоопределения, соответствующей волеизъявлению большинства народа, путем добровольного присоединения к новой Иракской конфедерации или окончательного утверждения полного государственного суверенитета. Именно поэтому сегодня очень важно завершить формирование нового кабинета министров КАР. Результаты предстоящих 30 апреля муниципальных выборов в провинциях Южного Курдистана предварительно покажут, куда и к чему стремится курдский народ. Президент Южного Курдистана, несомненно, ждет результатов муниципальных, а не парламентских выборов.
Провозглашение независимости и территориальной целостности Южного Курдистана не приведет к ухудшению политической и социально-экономической ситуации в окончательно развалившемся Ираке. Совсем наоборот, абсолютно законная декларация Президента КАР возвестит об окончании неудачного федерализма и предложит всем сторонам и гражданам открыть настоящую историческую страницу истинного добрососедства и мирного сосуществования всех народов и этно-национальных сообществ бывшего Иракского псевдо государства.
Следует напомнить и о том, что Президент не считает целесообразным возвращать проект конституции КАР в региональный Парламент для окончательного утверждения или внесения новых дополнений. Барзани уверен, что надо забыть о старом проекте и приступать к подготовке новой конституции, конечно, независимого Южного Курдистана. История сегодня заметно опережает вчерашние профессиональные прогнозы и выводы экспертов.
Теги: Мураз Аджоев, Курдистан, Ирак, Иракский Курдистан, Малики, Масуд Барзани