Четыре года назад я приехал из Курдистана учиться в Луганск. Был приятно удивлен тем, как жители этого города уважительно и толерантно относятся к представителям других наций, в том числе и к курдам. Но в тоже время заметил, что луганчане мало знают об этой нации. Поэтому я хочу немного восполнить этот пробел.
Как известно, события последних лет обнажили остроту проблемы сосуществования различных концессий, особенно в регионах их взаимодействия. Совершенно очевидно, что религиозные конфликты – это не только явление в сегодняшнем глобализированном мире. Они были в прошлом и будут в будущем, так как религиозный конфликт с духовной точки зрения – это сражение за право на истину. Но только в том случае, если кто-то посягнет на эту истину. Можно вспомнить трагедии в Югославии, в Индии и др.
Данная заметка не призвана ответить на вопрос – как разрешить религиозные конфликты. Мы хотим преодолеть стереотип, который сформирован украинскими и российскими СМИ относительно курдов, которые позиционируются как террористы и как первопричина всех негативных явлений, которые происходят в Западной Азии. А для этого я расскажу вам о том, как живут христиане в городе Эрбиль, который является столицей Иракского Курдистана и где 95% населения составляют мусульмане – сунниты.
Начну с того, что курды на сегодняшний день насчитывают около 40 миллионов человек. Это один из самых многочисленных народов, но он не имеет своего государства. Только курды в Ираке в 1991-м году получили независимость. Был создан курдский район на севере Ирака, и город Эрбиль стал его столицей.
Эрби́ль – один из древнейших городов мира (как показывают археологические исследования, существует непрерывно с IV тысячелетия до н.э.). Один из центров раннего христианства. После завоевания арабами (VII в.) так и остался центром христианской епархии. Население состоит из христиан, мусульман-суннитов, какаив и езидов. Кроме курдов в городе Эрбиле проживают туркмены и арабы. Христиане живут компактно в деревнях и в некоторых районах Иракского Курдистана, таких как Акра, Смель, Шаклава, Сарсанг, Амидии и др. В Эрбиле же они поселились в районе, который называется Анкава. Большинство христиан Иракского Курдистана являются последователями халдейской католической церкви.
После американской оккупации Ирака в 2003-м году в его столице Багдаде и в других городах начались погромы и убийства христиан, которые вынуждены были бежать в Иракский Курдистан. В то время (как и сейчас) – это один из самых безопасных районов. Французская газета "AFB" в 2006-м году поместила репортаж "Сезон иммиграции", где сообщалось о том, что более 3500 христианских семей подвергались угрозам смерти в Багдаде и об их бегстве в Эрбиль. Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани, видя беды и страдания христиан, открыл им двери региона, чтобы они пришли и жили в мире. Его заслуги были высоко оценены в мире, поэтому Масуд Барзани – символ мира. Он награжден высокими наградами, которые были вручены итальянским сенатором Дикрикуриу 22 февраля 2011 года и 16 марта 2012 года.
С выводом американских войск из Ирака число беженцев-христиан еще больше увеличилось. Если в начале 1990-х годов в Ираке насчитывалось около 850 тысяч христиан, в 2003 году их было уже 550 тысяч, то на сегодняшний день осталось не более 300 тысяч.
И сегодня в центре и на юге Ирака уменьшается количество христиан. Они бегут в Курдистан (особенно в Эрбиль) в поисках спасения от смерти. В районе Анкава сегодня проживает уже более 30 тысяч христианских семей в согласии и мире с семьями других национальностей и вероисповеданий.
Представители христианской интеллигенции работают в Эрбиле преподавателями, врачами, генеральными директорами, заведующими кафедрами в университетах и т.д. Среди них даже есть министр в курдском правительстве, 5 членов парламента. На территории Курдистана функционируют специальные школы для христиан, есть каналы спутникового телевидения, христианские газеты и журналы; свои спортивные клубы, бары и рестораны.
Отношения между курдами и христианами основаны на принципах толерантности. Этому способствует развитие демократии в регионе и возрастающая роль левых партий. Христиане и курды вместе боролись против авторитарного режима Баас за установление демократии. Передовыми политиками Курдистана разработан проект Конституции. В ст.6 этого проекта записано, что Конституция признает и уважает личность исламского большинства курдского народа и признает права представителей других религий. В ст.14 записано, что курдский и арабский являются официальными языками на территории Курдистана. Жители Курдистана могут обучаться на родном языке. Такое право распространяется и на тех граждан, для которых родными являются туркменский, сирийский и армянский языки. В ст. 19 записан запрет на преследование за религиозные убеждения. Правительство Курдистана гарантирует свободу мусульманам, христианам, езидам и другим на поклонения в мечетях, церквях и в других местах.
Всего в Иракском Курдистане функционирует 94 церкви, большинство из них находятся в городе Эрбиле, который является центром христианства и где курды и ассирици – христиане – имеют возможность обучаться в Папском Вавилонском колледже.
Христианские организации США заинтересованы в том, чтобы курды принимали христианство, поэтому финансируют церкви Курдистана. Кроме того, они создали организацию "Христианская церковь Курд язык", которая проповедует в трех разных городах (в том числе в Эрбиле). Благодаря деятельности этой организации растет число прихожан христианской церкви. Очень важно, что речь идет о тех людях, которые вместо ислама приняли христианство.
Правительство стремится не допустить актов насилия со стороны радикально настроенных исламских групп. С этой целью они пропагандируют идеи толерантности, мира. Курды за всю свою историю знали так много воин, бед и притеснений (достаточно вспомнить анфаль, когда армия Саддама Хусейна уничтожила только за 1 год 182 тысячи курдов, и город Халабджа, в котором в результате использования иракцами отравляющих газов за один день погибло 5 тысяч курдов), что они от всего сердца желают людям разных вероисповеданий, разных национальностей добра. Дружба между христианами и курдами-мусульманами крепнет день ото дня.
Аспирант ЛНУ им. Т.Г.Шевченко, Зирак Абдулла Карим (Иракский Курдистан, г.Эрбиль)
Теги: Зирак Абдулла Карим, Иракский Курдистан, Курдистан, Украина, Луганск, мусульмане, сунниты, какеи, езиды, курды, христиане, Анкава, Масуд Барзани, ассирийцы, Анфаль, Саддам Хусейн