Сегодня многие в США осознают, что в 2011 году Барак Обама и его команда недооценили шанс использовать курдскую поддержку, чтобы остаться в Ираке и в регионе в целом. Курды тогда настойчиво предлагали свою территорию практически даром, хотя могли бы требовать американского давления с целью точного и скорого выполнения статьи 140 Конституции Ирака. В Курдистане уже были построены огромные аэропорты в Эрбиле и Сулеймании, это была практически готовая основа инфраструктуры для развертывания больших комплексных баз, которые могли принять американские войска и создать для них благоприятные условия присутствия в регионе. Курды не боялись негативной реакции ни иранцев, ни арабов, а туркам ничего бы не оставалось, как поддержать этот ход и стать тылом этой базы. Но в США не хватило понимания перспективы, а также не было решимости идти по тому пути, который подсказывала этническая карта региона. Курдский авианосец мог бы оказаться американцам не менее полезным, чем японский после потери чанкайшистского Китая.
Скорее всего, перевесили, как всегда, мелочи: завязанность американских компаний на нефтяные месторождения центрального Ирака, инерция налаженных десятилетиями отношений со странами Персидского залива, может быть, сказалась и турецкая амбивалентная позиция. Турки с самого начала иракской эпопеи, еще с 19991 года, рассчитывали на реализацию собственной программы в этом регионе, памятуя о Мосульском вилайете. Они отказались от участия в агрессии 2003 года и даже не позволили (через голосование в парламенте) использовать свою территорию, поскольку не получили того, что хотели, взамен на свое участие. США тогда справились, правда, опять же с помощью курдов, туркам тогда утерли нос: обошлись без них. Но сегодня очевидно, что американская буря была бесплодной, после нее еще сильнее исковерканная жизнь пошла и дальше своим чередом, США не решили ни одной из стратегических задач, а Ирак оказался под эгидой Ирана, что потребовало действий, которые и привели к нынешней парадоксальной ситуации. По сути дела, "Исламское государство Сирии и Ирака" выполняет ту задачу, которую завалили американцы: оно выдергивает (не без американского попустительства) Ирак из-под иранского доминирования. Но это игра, скроенная по афганскому образцу, с непредсказуемыми последствиями для Ирака, и для всего региона.
Курды – единственное приобретение 2003 года, поскольку слом саддамовской машины освободил уже оперившийся Курдистан от пут, дал ему возможность развиваться, которую курды уже больше не упускали, чтобы им ни говорили. Сегодня очевидно, что руководство в Эрбиле поступало правильно: опора на собственную армию, на собственную экономику, на собственную политику, в том числе и внешнюю. Где бы были сегодня курды без пешмерга и своей экономики? Курды снова оказались той силой, которая очерчивает материковые территории Месопотамии в отличие от болот в низине, где все шатко и топко. Движение к долговременному урегулированию в Месопотамии невозможно без того, чтобы признать курдов в качестве одного из главных участников этой геополитической партии.
Теги: Вадим Макаренко, США, Барак Обама, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, Турция, Иран, нефть, пешмерга