Российская и западная пресса обсуждают возможные изменения карты нефтяных поставок мира в свете продолжающихся успехов джихадистов в Ираке.
Иран заявил, что готов компенсировать снижение объемов добычи нефти в соседнем Ираке, где исламисты захватывают города, пишет РБК со ссылкой на министра нефти Ирана Биджана Намдара Зангене.
По словам министра, в результате активных действий в Ираке террористов организации "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ, ISIS) в июне цены на нефть поднялись на 5%. Иран, в свою очередь, всегда стремился "поддерживать постоянный объем добычи нефти, несмотря на ограничения и запреты, введенные США на иранский нефтяной экспорт".
Месторождения нефти на севере Сирии, над которыми ISIS удалось установить контроль, - крупный источник средств для террористической организации, указывает немецкая Deutsche Welle. Впоследствии нефть на грузовиках переправляется через границу в Турцию, говорит директор Центра исследований арабского мира в Университете Майнца Гюнтер Майер (Günter Meyer) .
Между тем саудовские власти не так давно все же признали исходящую от ISIS опасность. "Выходцы из Саудовской Аравии составляют основной контингент иностранных боевиков в ISIS. Когда они возвращаются домой, есть риск, что они выступят против режима саудовских властей", - объясняет Майер. Тем не менее, по словам эксперта, есть основания полагать, что средства из Саудовской Аравии продолжают поступать на счета ISIS. "Не столько от саудовских властей, сколько от богатых саудовцев", - подчеркнул он.
Доходы от нефти премьер Ирана Нури иль Малики расходовал на создание византийской системы стабильности, стремясь подкармливать всех, подчеркивает "Коммерсант". Однако в ситуации, когда у тебя нет мощной опоры на силу, просто пряник не всегда может помочь. Характерный пример — лидер Курдской автономии Масуд Барзани, фактически игнорировавший власти в Багдаде по ключевому вопросу предоставления лицензий на добычу нефти в регионе.
Наконец у "пряничной системы" есть один большой риск: она полностью рушится, когда деньги кончаются. А это вполне реальная перспектива для Ирака. Суннитские радикалы вполне могут дестабилизировать нефтяной сектор иракской экономики, тем самым резко снизив поступления доходов в бюджет. Саддам смог выжить в условиях сокращения доходов после неудавшейся интеграции Кувейта именно за счет эффективной системы "кнута", которого у премьер-министра Малики как раз и нет. Как только отключится искусственное насыщение системы доходами от нефти, начнется политический хаос.
Курды выбили исламистов из провинции Мосул, после чего закрепились там сами. Воспользовавшись моментом, они заняли и важный нефтяной центр Киркук отмечает интернет-издание Lenta.ру.
Успех в Киркуке послужил для курдов поводом продвинуться дальше в сторону спорных с Багдадом территорий. Уже на следующий день они переместились в город Хавиджа и взяли Рабию — стратегический пункт вблизи иракско-сирийской границы.
Между тем в самом Эрбиле останавливаться на достигнутом не собираются. Премьер автономии Нечирван Барзани недавно пригрозил Багдаду, что в любой момент может провести референдум о выходе Курдистана из состава Ирака. Это заявление он сделал после того, как Нури аль-Малики обвинил его в "разворовывании принадлежащей государству нефти" — договоре о прямых ее продажах в Турцию в обход Багдада. На этом фоне успехи курдов в боях с исламистами из ИГИЛ могут дать Эрбилю гораздо больше, чем центральным властям Ирака.
В конце мая курды начали поставлять нефть в Турцию по собственному трубопроводу, напоминают "Ведомости". На прошлой неделе губернатор провинции Киркук Наджмалдин Карим, по сообщению WSJ, разрешил курдским военизированным отрядам пешмерга занять покинутые иракскими военными базы для защиты нефтяных месторождений.
По мере продвижения ИГИЛ регионы, контролируемые курдами, остались в относительной безопасности, размещение пешмерга в Киркуке дало им возможность установить контроль над спорными территориями, пишет Заинаб аль-Ассам в обзоре для IHS Country Risk. Ослабление центрального правительства и контроль над спорными территориями, вероятно, обеспечат курдам если не полную независимость от Багдада, то большую автономию, хотя первый сценарий все более вероятен в свете суннитско-шиитского противостояния и неразберихи в Багдаде, указывает аль-Ассам.
Турция в последние годы активно выстраивает энергетический альянс с Иракским Курдистаном, однако вынуждена была делать это с оглядкой на позицию официального Багдада, считает ИА Regnum. Ослабление центральных властей Ирака и укрепление позиций руководства курдской автономии в этом отношении в интересах Анкары, так как может развязать ей руки в вопросе эксплуатации энергоресурсов региона и превращения Турции в основной транзитный узел экспорта нефти из Иракского Курдистана.
Энергетический фактор, по-видимому, также оказывает влияние и на позицию США. Повышение цен на нефть в связи с кризисом в Ираке скорее на руку Вашингтону, чья экономика в меньшей степени зависит от колебаний в поставках ближневосточной нефти. В то же время воздействие иракского кризиса на нефтяной рынок может негативно сказаться на экономиках конкурентов США - ЕС и азиатских гигантов Китая и Японии, зависимых от ближневосточных ресурсов. Кроме того ослабляются позиции ОПЕК, в рамках которой Ирак выступал как один из основных источников наращивания поставок нефти на мировой рынок.
Теги: Ирак, джихадисты, нефть, Иран, Биджан Намдар Зангене, Исламское государство Ирака и Леванта, Сирия, Турция, Гюнтер Майер, Саудовская Аравия, Нури аль-Малики, Иракский Курдистан, Курдистан, Масуд Барзани, сунниты, шииты, Саддам Хусейн, Кувейт, курды, Мосул, Киркук, Хавиджа, Рабия, Нечирван Барзани, Наджмалдин Омар Карим, пешмерга, США