У многих складывается представление, что судьба Ирака уже решена. Конечно, Ирак в своем развитии прошел ряд фаз, и сегодня завершается фаза, когда сами иракцы могли бы решить судьбу своей страны, если бы смогли выбрать федеративный путь для ее развития. Но они не смогли, или находятся на грани того, чтобы упустить этот шанс. Многих это радует, поскольку они приветствуют геополитическую революцию на Ближнем Востоке. Но суть революций в том, что в начале революции трудно сказать, чем она закончится. Развитие Ирака перешло в фазу, которую можно назвать региональной, но уже с первых аккордов бури в ней присутствуют и мощные ноты внешнего вмешательства. Без внешнего фактора не обходилось на предыдущих фазах: Саддам Хусейн и его партия (или даже только его приближенные) настолько жестко и цепко держали Ирак в своих лапах, что для того, чтобы освободить страну для дальнейшего развития, потребовалось мощнейшее внешнее вмешательство. Сейчас кристаллизация шиитского доминирования над Ираком была прервана не без внешнего фактора, хотя его природа не так очевидна, но вторжение в Ирак осуществляет иракская эмиграция, которая смогла отмобиилизоваться и создать потенциал для вторжения за пределами Ирака. Но как бы она ни была сильна, очевидно, что ни суннитам, ни шиитам больше не удастся установить свое долгосрочное доминирование в Ираке. Ирак действительно распадается, высвобождая из своего чрева протогосударства курдов, суннитов и шиитов, но это открывает простор и региональной конкуренции, которая никогда не прекращалась. В бой вступают мощные державы, чей потенциал много превосходит потенциал стран Европы в 1940-ые годы, которые устроили Вторую мировую войну. Причем на кону много более значимые природные ресурсы, чем те, из-за которых столкнулась в смертельной схватке Европа.
Иран послал тысячи и обещает бросить в бой на иракской территории многие миллионы своих бойцов, не меньшим, а даже большим потенциалом обладает суннитский мир. Если курдам не удастся избежать втягивания в эту войну за раздел "иракского наследства", то им не обойтись без помощи Турции и, в конце концов, НАТО. В какой-то мере это уже давно прозрели в Израиле, сейчас уже почти открыто числящем курдов в числе своих стратегических союзников в регионе.
Безусловно, карта Ближнего Востока может обрести совершенно иные очертания, но потрясения, через которые предстоит пройти этому региону, явно будут беспрецедентными. Неудивительно, что страшась непредсказуемого хода событий в этом регионе и в мире США, Россия и некоторые другие страны все еще пытаются спасти Ирак, как, впрочем, и Сирию, в качестве защитной дамбы от, видимо, уже неизбежных перемен, хотя делают это непоследовательно, разрозненно и с большим опозданием.
Что ждать от падения иракской дамбы?
3890 | 0 |