В ближайшие недели лидеры Ирака должны принять экзистенциальное решение. Если они не смогут создать правительство национального единства во главе с новым премьер-министром и мотивировать умеренных суннитов и племена выступить против "Исламского государства Ирака и Леванта", Ирак, скорее всего, распадется.
Если центральное правительство не будет в состоянии предоставить удовлетворительные уступки суннитам и курдам, курды будут настаивать на суверенитете и независимости. Курды серьезны в своих намерениях, и международное сообщество должно адаптироваться к этой новой реальности. В то время как все иракские лидеры несут ответственность за разрешение нынешнего кризиса, наибольшая ее доля лежит на шиитских политиках страны, которые доминируют в центральном правительстве. Шиитские партии должны выбрать кандидата на пост премьер-министра, который сможет разделить власть, децентрализовать управление и деполитизировать силы безопасности.
В качестве предварительного условия для работы с центральным правительством Курдистан стремится получить право экспортировать собственную нефть; интегрировать Киркук и другие недавно приобретенные области; урегулировать вопросы бюджета и сохранить свои собственные автономные финансы; а также сохранить контроль над силами безопасности региона – пешмарга, в том числе - получить право приобретать оружие, чтобы защищать себя от ISIS.
Курды не уверены, что Багдад примет эти требования, и инициировали параллельную подготовку к референдуму о независимости. Курдский президент Масуд Барзани попросил парламент региона создать избирательную комиссию и назначить дату проведения референдума.
Аргументы Курдистана по поводу суверенитета являются разумными. Он отличается от арабского Ирака: он более стабилен, более процветающий и более терпим. Багдад не в состоянии защитить своих людей, и не будет в состоянии сделать это в обозримом будущем. Около одного миллиона иракцев, в том числе многие христиане, нашли убежище в Курдистане.
На волне достижений ISIS Курдистан теперь делит с завоеванными ее боевиками территориями - с новопровозглашенным исламским халифатом - 600-мильную границу. Для того, чтобы защитить себя, курды должны иметь возможность приобретать свое собственное оружие и поддерживать отношения в области безопасности с другими народами. Багдад приостановил выплаты госбюджета Курдистана. Чтобы платить по счетам, Курдистан должен продавать свою нефть.
В течение многих лет шиитское правительство Ирака не смогло принять суннитов или курдов в качестве равноправных партнеров. Многие сунниты теперь так глубоко настроены против правительства, что присоединились к террористической организации, которую даже "Аль-Каида" считает экстремистской. Сунниты требуют федерализации и автономии для своих провинций, конца дебаасификации и делегирования управления местной безопасностью местным силам.
Со своей стороны, курды были включены в Ирак против своей воли, и пережили большую часть 20-го века под репрессивным, часто убийственным управлением. В последние недели курдские лидеры начали крупномасштабную дипломатическую инициативу, как на региональном, так и на международном уровнях, по содействию их двухвекторному подходу к независимости.
Пока Вашингтон приспосабливается к новой реальности, ему не мешало бы принять аналогичную двойную стратегию: продолжать помогать лидерам Ирака формировать правительство национального единства, но и подготовиться к провалу этих усилий.
Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, чей парламентский блок одержал победу на выборах 30 апреля, не имеет намерения отказываться от власти. Основным препятствием на пути формирования правительства национального единства является яростное противостояние арабов-суннитов, курдов, и некоторых шиитских партий продлению срока Малики. Главный шиитский религиозный авторитет Ирака, аятолла Али аль-Систани, также дал понять, что предпочитает изменения.
Как американский посол в Ираке, я работал непосредственно с г-ном Малики, и я знаю, что он будет упорно сопротивляться попыткам заменить его. Если он, в конечном счете, согласится уйти в отставку, он, скорее всего, потребует гарантий того, что его преемник будет выбран из его доверенного круга; он может также настаивать на другой позиции в правительстве.
При отсутствии формирования правительства национального единства, гражданская война в Ираке будет продолжаться прежними темпами. Религиозный конфликт и хаос в областях суннитов будут расти - и там будет ISIS. Шииты станут более зависимы от сектантских вооруженных группировок и от Ирана.
Эта траектория угрожает безопасности Америки. Соединенные Штаты должны продолжать работать над созданием правительства национального единства в Ираке, а также продлить ограниченную помощь в борьбе с ISIS. Но следует также расширять отношения с Курдистаном, развернув команду для оценки потребностей Курдистана и координируя стратегию безопасности для защиты региона от ISIS. Чтобы помочь Курдистану оплачивать его счета, Вашингтон должен смягчить свою оппозицию продажам курдской нефти и увеличить гуманитарную помощь беженцам и перемещенным лицам в Курдистане.
Ближайшие недели будут решающими. Лучшим сценарием будет создание децентрализованного Ирака с федеральной системой в районах с арабским большинством, и в состоянии конфедерации с Курдистаном. Альтернативой является гражданская война между шиитами и суннитами, и появление независимого Курдистана.
Хотя Вашингтон не должен отказываться от своих усилий в помощи Ираку по созданию правительства национального единства, он также должен серьезно задуматься о реальной альтернативе, если Ирак развалится.
Что бы ни случилось, укрепление связей с Курдистаном теперь послужит американским интересам в будущем.
Залмай Халилзад, президент "Gryphon Partners", посол США в Ираке с 2005 по 2007 год.
Теги: Залмай Халилзад, США, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, сунниты, шииты, курды, Исламское государство Ирака и Леванта, Нури эль-Малики, Киркук, нефть, пешмерга, Масуд Барзани, Аль-Каида, Али аль-Систани