Предвыборная кампания в стране сулит турецким избирателям жаркое политическое лето.
В Турции полным ходом идет кампания по выборам президента страны, которые должны состояться 10 августа с. г. Основными претендентами на президентское кресло являются премьер-министр страны Р. Эрдоган и единый кандидат, выдвинутый от нескольких оппозиционных партий - бывший глава Организации исламского сотрудничества (ОИС) Э. Ихсаноглу. Третий кандидат в президенты – сопредседатель прокурдской Партии мира и демократии С. Демирташ, вряд ли способен составить им серьезную конкуренцию.
Как показывают социологические опросы, наиболее высокие шансы стать президентом – у премьер-министра Эрдогана, который может победить уже в первом туре выборов. Однако существует целый ряд обстоятельств, которые могут изменить эти прогнозы.
В первую очередь речь идет о том, что предвыборная кампания будет проходить в сложной внутриполитической обстановке, складывающейся в стране. На протяжении последнего года в Турции не прекращаются массовые антиправительственные манифестации, которые начались из-за событий вокруг парка Гези, а затем продолжились из-за попыток правительства усилить контроль над интернетом. Ситуация еще более усугубилась из-за разразившегося в стране крупного коррупционного скандала, в котором оказалось замешано окружение премьер-министра и даже члены его семьи.
Эрдоган не без оснований полагает, что за этими событиями стоят внешние силы в лице ряда западных стран и Израиля, а также "пятая колонна" внутри страны, представляющая собой сторонников и последователей популярного в стране богослова Ф. Гюлена. Вместе они действительно представляют серьезную угрозу нынешнему турецкому руководству и способны изменить политическую расстановку сил в стране.
Победа правящей партии на прошедших в Турции в марте с. г. муниципальных выборах, где она набрала 43% голосов, была расценена Эрдоганом как карт-бланш со стороны турецких избирателей. Как следствие, в своих публичных выступлениях, которые становятся все более агрессивными и эксцентричными, он обещает своим сторонникам расправиться с внутренними и внешними врагами и стать создателем "новой Турции". Подобную манеру поведения, направленную на раскол турецкого общества, не поддерживают не только его оппоненты, но и те, кто отдал свои голоса за правящую партию. Кроме того, далеко не все в Турции разделяют обвинения премьер-министра в адрес Запада. Представители оппозиции, светские и прозападные слои общества считают их не более чем поиском внешнего врага, на которого можно списать собственные просчеты и ошибки.
В этой ситуации выдвижение единого кандидата сразу от нескольких оппозиционных партий стало неприятным сюрпризом для сторонников Эрдогана, так как разъединенная оппозиция вряд ли имела бы какие-либо шансы на победу своего кандидата. Еще более усугубляет ситуацию выбор кандидатуры Ихсаноглу на роль основного противника Эрдогана. Он является известной и весьма уважаемой личностью в мусульманском мире. Занимая пост генерального секретаря ОИС с 2005 по 2013 гг., он разработал 10-летнюю программу для подготовки исламского мира к XXI веку, а также сумел добиться принятия резолюции ООН, осуждающей разжигание ненависти в отношении верующих. В рамках ОИС он впервые создал комитет, который занимается вопросами положения женщины в мусульманском обществе, образовал первый объединенный научный комитет в исламском мире, а также учредил центр мониторинга соблюдения прав человека. Однажды он даже был упомянут в качестве возможного кандидата на должность генерального секретаря ООН.
По сути дела, ставка оппозиции на Ихсаноглу означает попытку предложить турецким избирателям, являющимся сторонниками происламского пути развития Турции, альтернативный вариант. Правда, светские силы уже упрекнули оппозицию в том, что они остались без собственного кандидата. Стремясь привлечь их на свою сторону, в одном из недавних интервью Ихсаноглу заявил, что уважает ценности отца-основателя светской Турции Ататюрка. Все эти факторы позволили лидеру НРП К. Кылычдароглу охарактеризовать Исаноглу как национального лидера, который поддерживается всеми слоями общества и, в отличие от Эрдогана, сможет объединить страну.
При этом положение премьер-министра является довольно сложным. Согласно уставу правящей партии, он не может в третий раз стать ее главой, следовательно, если он не будет избран президентом, ему придется покинуть большую политику. Вполне вероятно, что его политические противники могут инициировать против него уголовное дело по обвинению в коррупции и злоупотреблению властью. Это означает, что свою предвыборную кампанию турецкий премьер-министр будет проводить в жесткой, если не сказать агрессивной форме, пытаясь скомпрометировать своего основного противника.
Пока выдвинуть сколь-либо серьезные претензии в адрес Ихсаноглу не удается. Сторонники Эрдогана лишь обвинили его в том, что его жена не носит мусульманский платок. Вряд ли это серьезно подорвет авторитет бывшего лидера ОИС, скорее наоборот, может привлечь на его сторону часть просветски настроенных избирателей.
Ранее представители ПСР обвиняли его в лицемерии и бездействии, из-за того, что на посту генсека ОИС он не выступил с осуждением военного переворота в Египте, в результате которого от власти был отстранен президент Мурси. Учитывая, что Ихсаноглу закончил в Египте престижную мусульманскую духовную академию Айн Шамс, а затем преподавал в египетском университете аль-Азхар, связанном с движением "Братья-мусульмане", это означает, что он предпочитает позиционировать себя как представителя всего мусульманского мира и не хочет, чтобы его имя ассоциировалось с конкретными мусульманскими движениями.
Однако существует и целый ряд факторов, осложняющих позицию Ихсаноглу. Во-первых, у него есть всего один месяц, в течение которого он должен не только предоставить собственную программу дальнейшего политического и экономического развития страны, но и убедить турецких избирателей, что он способен решить внутренние и внешние проблемы страны.
Во-вторых, существенное влияние на исход президентских выборов в пользу Эрдогана могут оказать курды, составляющие порядка четверти населения страны. Считается, что именно благодаря поддержке курдского электората правящая партия со значительным отрывом одержала победу на муниципальных выборах в марте с.г. Правда, на первоначальном этапе часть голосов курдов может оттянуть на себя С. Демирташ, если только он, по договоренности с правящей партией, не снимет свою кандидатуру непосредственно перед выборами и не призовет своих сторонников отдать голоса за Эрдогана. В любом случае, за оставшийся до выборов месяц Ихсаноглу будет довольно сложно убедить курдов в том, что он будет так же активно продолжать начатые ПСР реформы, направленные на окончательное решение "курдского вопроса".
Говоря о личности Ихсаноглу и его кандидатуре в качестве президента Турции, неизбежно возникает вопрос: является ли он сторонником Гюлена и поддерживающих его западных сил, сделавших ставку на смену Эрдогана? Однозначно ответить на него сложно, особенно если принимать во внимание специфику гюленовского движения, сторонники которого формально не являются членами какой-либо организации и, будучи преданными делу своего учителя, отнюдь не обязаны официально декларировать свои взгляды. Однако на поверхности явное сходство взглядов Гюлена и Ихсаноглу в отношении развития межрелигиозного и межцивилизационного диалога, а также в вопросах модернизации современного ислама. Занимая пост генсекретаря ОИС, Ихсаноглу одобрительно высказывался в отношении просветительской деятельности Гюлена в разных странах мира. В 2013 г. Ихсаноглу стал лауреатом премии американского Института Восток-Запад (East West Institute), а тремя годами ранее лауреатом премии этого же института за вклад в укрепление мира стал Ф. Гюлен.
Так или иначе, но некоторые турецкие СМИ со ссылкой на анонимные источники уже указывают на существование связки Гюлен – Ихсаноглу, обвиняя последнего, например, в том, что он использовал свои политические связи на посту генсекретаря ОИС, чтобы способствовать открытию гюленовских школ в африканских странах.
Политические противники Эрдогана за прошедший год неоднократно демонстрировали, что они полны решимости заставить его уйти с должности премьер-министра страны. В течение ближайшего месяца их усилия будут направлены на то, чтобы не допустить его избрания президентом страны. И для этого будут использованы все возможные средства. Однако даже в случае победы Эрдогана это отнюдь не гарантирует стабилизации обстановки в Турции, так как не исключено, что оппозиция может обвинить правящую партию в проведении нечестных выборов и использовании административного ресурса, что приведет к новой волне нестабильности, последствия которой труднопредсказуемы.
Заместитель руководителя ЦАБВ
А.В. Глазова
Теги: Анна Глазова, Турция, Селахаттин Демирташ, BDP, Реджеп Тайип Эрдоган, Фетхуллах Гюлен, AKP, Экмеледдин Ихсаноглу, Турецкий Курдистан, курды