Джабар Явар, начальник штаба и пресс-секретарь министерства пешмарга Регионального правительства Курдистана (КРГ) был в составе высокой курдской делегации, 14 июля посетившей Анкару во главе с президентом Масудом Барзани. Хотя в составе делегации было много военных чиновников, в интервью "Rudaw" Явар заявил, что военные вопросы были лишь частью переговоров. Признавая, что в каждой встрече такого рода есть некоторые тайны, которые не раскрываются в средствах массовой информации, он сообщил, что главная тревога Турции заключается в войне в Ираке. Публикуем отредактированную стенограмму его интервью "Rudaw".
"Rudaw": Последний визит в Анкару был сделан в основном военными чиновниками, в том числе вами и министром пешмерга. Но почему мы не слышим ничего о военной стороне переговоров на этих встречах?
Джабар Явар: Это правда, что там были в основном военные, но делегация, которая сопровождала президента Барзани, прибыла на политическом фоне, и военные обсуждения были только частью встреч. Это была делегация политическая, военная и делегация безопасности. Мы встретились с турецким президентом Абдуллой Гюлем, премьер-министром и министром иностранных дел, а также с советниками различных министерств. Как сосед и важная страна, Турция, имеющая с нами протяженную границу, поддерживает обширные дипломатические и экономические отношения с нами и с Ираком. В Ираке произошли значительные события, и, конечно, Турция хотела бы поговорить с нами о том, как можно найти решение для этой ситуации.
У нас не было к Турции никаких требований безопасности или военных требований. Это было на самом деле приглашение Турции для президента Барзани, и члены команды были выбраны президентом. Все встречи на таком высоком уровне имеют некоторые тайны, которые не будут переданы средствам массовой информации, но я могу сказать, что мы говорили о ситуации в Ираке, потому что мы живем в нем, и мы высказали наше мнение турецким лидерам. Это были взаимные консультации.
"Rudaw": Каким был турецкий взгляд на то, что происходит в Ираке?
Джабар Явар: Они очень пристально наблюдают за развитием событий, и они, конечно, видят большую угрозу.
"Rudaw": Есть ли у них какие-то условия касательно контроля пешмерга над новыми территориями?
Джабар Явар: Нет, этот вопрос – куда продвинулись пешмерга или что они контролируют - не поднимался вообще. Переговоры велись вокруг ситуации в целом. Наша делегация и турецкая сторона согласились, что основная причина этой ситуации в Ираке является политической, и что первый шаг к ее решению должен быть политическим. Это будет ключом к разрешению кризиса.
"Rudaw": Вы говорили о третьем сроке премьер-министра Ирака, Нури аль-Малики, и что это может привести к дальнейшим проблемам?
Джабар Явар: Понятно, что Курдистан не устраивает, чтобы Малики баллотировался на третий срок, и что должно быть реальное изменение в иракском правительстве, иракской системе. Турция уделяет большое внимание системе власти в Ираке и хочет изменений.
"Rudaw": Обеспокоена ли Турция тем, что нестабильность в Курдистане будет иметь влияние на ее собственную стабильность?
Джабар Явар: Очевидно, что стабильность и безопасность Курдистана имеет важное значение для всего Ближнего Востока. Терроризм и безопасность мира взаимосвязаны. У всех нас есть общий враг. ISIS [Исламское государство Ирака и Леванта] является только брендом "Аль-Каиды", так что это не только враг курдов. ISIS ясно говорит своими картами, что хочет создать исламское государство, простирающееся от Испании до Саудовской Аравии, [затрагивая] в том числе Турцию. Конечно, каждая страна начинает волноваться. И мы - союзники всех стран, которые борются с терроризмом. Турция обеспокоена также, потому что она имеет границы с Ираком и с Сирией. Но интересно то, что все границы Турции с федеральным Ираком совмещены с Курдистаном. Таким образом, особое внимание Турции уделяется Курдистану.
Турция также поблагодарила Курдистан за гуманную и братскую помощь всем этническим группам в Киркуке и других районах. Они поблагодарили Курдистан за прием всех беженцев, несмотря на нехватку бюджетных средств, что помогло Турции, оградив ее от многих сирийских и иракских беженцев. Турция очень заинтересована в том, чтобы Курдистан оставался безопасным и стабильным.
"Rudaw": Они сказали, какого урегулирования они хотят в Киркуке, учитывая, что там есть туркменское население?
Джабар Явар: Они были рады, что мы смогли защитить Киркук, его многонациональное население, нефтяные объекты и безопасность города.
"Rudaw": Были ли переговоры о нефти?
Джабар Явар: Нет, о нефти вообще не было и речи. Были некоторые ложные сообщения, что президент был в Турции, чтобы поговорить о нефти и нефтяных доходах Курдистана, но это было ложным, и в Турции вообще не было никакого упоминания о нефти или деньгах. Была, конечно, в тот же период в Турции другая курдская делегация - вице-премьера и министра финансов, которая провела переговоры с их турецкими коллегами. Это было другое.
"Rudaw": Вы говорили о ситуации и потенциале сил пешмерга?
Джабар Явар: Да, мы говорили. Мы сказали им, что так же, как Курдистан находится под экономическими санкциями, наложенными федеральным правительством, так и пешмерга находятся под давлением с точки зрения бюджета, оружия, боеприпасов, обучения, и т.д. Мы говорили обо всем этом. Мы сказали, что если, не дай Бог, эта ситуация сохранится, как сейчас, силам пешмерга понадобится источник, из которого они могли бы получать все необходимое. Это не обсуждалось в конкретных пунктах, а в общих чертах. Вообще не было речи о турецких военных базах в Курдистане, или о военной поддержке, или о направлении войск.
"Rudaw": Говорят, что турки попросили курдскую делегацию не заявлять о курдской независимости.
Джабар Явар: Это не так. Во время всех встреч, которые я посещал: с турецким президентом, премьер-министром Турции, министром иностранных дел, - ни один из них даже не упомянул вопрос курдской независимости. Они лишь говорили в целом о политическом процессе в Ираке. Они попросили президента Барзани сыграть обнадеживающую роль в том, чтобы все иракские стороны участвовали в политическом процессе Ирака. Обе стороны имеют общую точку зрения на многие аспекты ситуации в Ираке и на будущее Курдистана.
"Rudaw": Губернатор Ниневии попросил силы пешмерга занять и взять под контроль некоторые нефтяные месторождения в Мосуле. У вас есть такое намерение?
Джабар Явар: Нет, у нас нет никаких планов идти куда-либо за пределы районов, которые мы контролируем сейчас. Нам приказано оставаться там, где мы есть, и укрепить наши линии обороны траншеями и бункерами. Мы защищаем 1050-километровую линию границы, которая у нас есть. Вот и все.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, КРГ, пешмерга, Джабар Явар, Джаббар Явар, Турция, Масуд Барзани, Абдулла Гюль, Ирак, Киркук, Нури эль-Малики, Аль-Каида, Исламское государство Ирака и Леванта, Испания, Саудовская Аравия, беженцы, нефть, Ниневия