Жизнь раскололась на две части, на до и на после. До – это когда все мы жили в ожидании и в предвкушении независимости Курдистана. После – это кровавое 3 августа, когда началось истребление езидов. Далеко не первое в их такой седой истории.
На глазах всего мира, всего, увы, такого непросвещённого, такого недоброго, такого лицемерного, самодовольного и самоуверенного мира, орды убийц, головорезов, подонков убивали жесточайшим образом беззащитных, безоружных, миролюбивых, открытых и всегда дружелюбных людей.
Мир мало что знает о езидах, а большинство вообще ничего не знает. Даже те, кто имеют некое представление о них, живут рядом, дружат, работают с этими людьми, суждения имеют поверхностные, а порой и ошибочные. Они для всех как туманная дымка, некое загадочное, закрытое общество, тайна.
Такое заблуждение и такая гордыня со стороны тех, кто дальше своего носа ничего не видит и считает себя центром Вселенной.
Езиды – это та часть курдов, которые сохранили и не позволили никому осквернить свой мир и то Слово Бога, которое они услышали задолго до многих народов и народностей. Курды были среди тех, кто услышал это Слово первыми. И в этом Слове были Добро, Мир, Жизнь и Любовь. Это Слово они получили более семи тысяч лет назад. И с тех они свято несут и исполняют это своё предназначение. Их, последователей древнейшей на Земле духовности, называют детьми Солнца, солнцепоклонниками. Они считают, что Солнце даровало людям тепло, помогло им выжить и жить, даровало им огонь – самую святую стихию. А Земля – это мать и обитель всего того, что сотворил Господь. Ну а вода и воздух – это то, без чего немыслима жизнь. И всё это нужно почитать и любить. А ещё надо творить добрые дела, иметь добрые мысли и говорить добрые слова. Святая обязанность езида – поиски Истины, её провозглашение и её защита.
И всё это было ровно до тех пор, пока в наш курдский мир, в наш дом не ворвался ислам, не осквернил наши души, не затопил нашу землю кровью, не уничтожил наше прошлое и не свёл на нет наше будущее. Они нам принесли своё Слово, так, как они его услышали и поняли. Но оно было наполнено всем тем, что было нам чуждо, что не воспринималось нами, и оттого отторгалось всей нашей сущностью, нашей плотью, нашими мыслями, нашими душами. Мы знали, любили и почитали своих пророков, мы помнили то, что сказал нам один из самых величайших среди них – Заратустра. Мы поклонялись тому, что было определено и предначертано всему курдскому народу великим учением, мы хотели и шли по тому пути, имя которому – езидизим. Это было задолго до рождения всех мировых религий. Такая чушь, что езидизм включает в себе элементы христианства, ислама и прочих религий. Как можно состоять из того, чего не было и в помине в те времена, когда езидизм формировался, рождался, строился и развивался. Это так не логично и притянуто за уши.
Какие только страшилки и ложь не рассказывали впоследствии о езидах. Тот, кто снёс нас под откос, утопил нас в крови, заставил нас поверить в ад и увидеть воочию дьявола, стал распространять о нас байки, что мы поклоняемся этому самому дьяволу.
Еле дух переводя, бегут курдины
Примирившие и дьявола и Бога
Каждому воздавши половину…
Это не просто поэтическая метафора великого Мандельштама. Так считалось и так думалось многими. А мы всего лишь уверовали в то, что он есть. Потому что он был перед нами, он был рядом, и он внушал ужас. У него было то же самое лицо, что у банд ИГИЛ. Всё, как и сегодня, как вчера и как тогда, когда они без стука и без предупреждения ворвались в наш дом.
Ту часть курдов, которым удалось спастись, кого не ввергли в ислам, с тех самых горьких пор стали называть езидами. И они сами стали так себя называть, они спасались, они отрекались от тех, чьей частью были ещё вчера. Они уже не ощущали себя тем великим народом, имя которому было курды. Ислам их расколол, внедрил в их сознание не просто недоверие и ненависть, а обрёк их на вечный бой, на долгую вражду. Езидов истребляли нещадно, безбожно, упорно. Их ряды редели, их души каменели. Им пришлось так плотно сомкнуть свои ряды, ужаться практически до атома, чтобы не просто сохраниться и выжить, но и донести до своих потомков свою совесть, своё мировоззрение, великую историю, а главное, то Слово, которое им было даровано Богом. В этом было и их спасение, и их великий долг и перед Богом, и перед всем своим народом, перед своей памятью, перед своими предками.
Их не только убивали, отсекали головы, продавали в рабство, превращали их женщин в наложниц, вешали прилюдно, четвертовали, сжигали, закапывали живьём, топили детей. Им внушали вселенский ужас, пытались стереть любое воспоминание о них. А потому, что они были живым свидетельством всего того несовершенного, того страшного мира, который воцарился окрест.
Прошли такие длинные и такие тяжёлые годы, пока не стал потихоньку растапливаться тот самый ледяной айсберг в наших душах. Пока не зазвучал голос крови, пока не родилось ощущение своей причастности к очень большому и такому разному, но такому родному народу. Народу, чьё имя никогда не стиралось, не покидало нашу память, и чья вера всегда была с нами. Пока не захлестнуло нас в счастье обретения и возвращения в нашу единость, в нашу плоть и кровь.
Мы упивались этим таким высоким, таким прекрасным чувством. Оно возвышало нас, и оно предвещало такие надежды и такую уверенность в завтрашнем дне.
Но всё это рухнуло той самой августовской ночью, когда почти забытым ощущением и липким страхом езидам напомнили всё, что уже бывало, было, и так хотелось забыть, так не хотелось никогда возвращаться.
Почему всё это стало возможным? Почему это произошло?
Конечно, не потому, что пешмерга струсили, бежали, а президент отдал приказ об отступлении и оставлении позиций. Это логика и умысел врагов, и людей очень недалёких. Но это случилось и нам никуда от этого не деться. Это разорвало нам сердца и подорвало доверие ко всей курдистанской власти. Попытка свалить всё на ДПК, пешмерга и президента несостоятельны не только потому, что это ложь, а ещё и потому, что спектр власти очень широк. Это все партии, все, без исключения лидеры и значимые фигуры, все структуры и комитеты правительства, все общественные организации, и вся бизнес элита, вся интеллигенция. Ответственность за уничтожение езидов на них на всех и никому не отмыться.
3 августа стало результатом отсутствия вменяемой программы по защите и охране территории проживания езидов. Лично мне не понятны оговорки, что эта земля не входила в состав Курдистана. Идёт война, а это уже другие реалии и другие действия. В таких случаях обычно игнорируются какие-то ситуации и положения. Когда только ИГИЛ начал свой кровавый поход на Ирак и на Курдистан, езидов надо было окружить особенной опекой и заботой. Там надо был рассредоточить серьёзные силы, придать им весомый статус, заранее вывести всех детей, женщин и стариков. Но, увы, этого не было.
Как не было и много другого. Я имею в виду те действия власти, всей власти, подчёркиваю, которые должны были работать уже на протяжении всех тех лет, что Курдистан так успешно развивался и строился.
Почему езидские мужчины сидели безропотно на улицах Эрбиля, Сулеймании, Дохука в ожидании хоть какой-то работёнки? Преференции должны были быть на стороне езидов. Они должны были обеспечиваться достойной и хорошо оплачиваемой работой, не только для того, чтобы содержать семьи, но и чтобы состояться в собственных ощущениях и в глазах своих близких. Открытие пусть маленького, но собственного бизнеса, должно было не только поощряться, но и субсидироваться и защищаться властью.
Почему езидскую молодёжь не вовлекали, хотя бы даже волевым образом, в обязательную образовательную систему? Школа, а затем и высшее образование должны были стать нормой среди езидов. Те гранты и стипендии, щедро получаемые Курдистаном, должны были распределяться и среди езидов. Проблем было много, что-то делалось, но не достаточно.
Уверенна, что сегодня ситуация была бы совсем другой. И никто бы не осмелился даже упрекнуть власть в безразличии и отсутствии внимания и особой заботы о езидах.
Знаете, все эти слепые и такие ушлые поводыри, которые и народ считали и по сей день считают слепым и глупым, просто отпали бы и сошли бы на нет.
Но сегодня, сейчас, когда слёзы застилают глаза, когда разум отказывается понимать и принимать убийства детей, стариков, растление девочек и женщин, казни мужчин, осквернение и разрушение всего того, в чём горел езидский дух и жила любовь, езиды взывают к Курдистану, к народу, к власти: мы покинем вас, свой любимый и древний дом, свои святыни, если вы не начнёте срочно принимать ответственные решения по спасению нас.
Знаете, решение многих вопросов и проблем не представляют сложности. Надо только включить мозги и действовать оперативно и умно.
Международная гуманитарная помощь она огромна и она необходима, но она не избавляет от нахождения на улице под палящим знойным солнцем, без совсем-совсем элементарных удобств, без возможности помыться и справить, уж простите, физиологические потребности. Этих людей нужно отмыть не только от грязи, пота и крови, их нужно срочно отмыть от въевшегося в кожу, в душу, в кровь ужаса, страха, боли. Их надо обогреть любовью и заботой, а не голым сочувствием и состраданием. Особой заботой, любовью, вниманием должны быть окружены дети, оставшиеся без родителей и близких. Это очень больной и очень важный вопрос. К ним должна быть проявлена совершенно особенная деликатность и тонкость, их судьба, будущее, их здоровье и благополучие должны быть на контроле у всего общества. Это вопрос, который должен прорабатываться, обсуждаться теми, кто обладает пониманием и любовью, кто искренен, чуток и добр.
Господи, какие же они красивые, как прекрасны их лица, лица наших детей, какие удивительные черты, какие удивительные краски, какая удивительная стойкость духа и благородство облика.
Я очень надеюсь, что мои слова будут услышаны в Курдистане, что найдутся те, кто доведут их до безгранично уважаемого мной президента Барзани и до всех, кто принимает решения, и кто их реализует.
- Господин Президент! Властью, данной Вам народом Курдистана, уважением и любовью, которыми Вы пользуетесь и среди езидов в том числе, помогите им покинуть грязные улицы, обустройте их, спасите детей, которым нужна срочно медицинская помощь, нормальные условия проживания, чистая одежда, возможность помыться, тишина и покой. Они всё это заслужили. Курдистан – это и их Родина. Не делайте так, чтобы они покинули свой дом, место, где впереди у них неизвестность, израненные души и кажется, почти безразличие. Их есть куда заселить. В Эрбиле, Сулеймании, Дохуке и Захо есть огромное количество отелей, от 2 до 5 звёзд. Для чего и для кого их построили? Для туристов? Они ещё не скоро туда приедут. Они частные, то есть кому-то принадлежат? Пусть хозяевам напомнят, что идёт война и действуют другие законы. Заставьте их, если сами не понимают меру своей причастности и ответственности за жизнь и спасение людей. А ещё в Курдистане есть огромное количество домов и квартир не заселённых, пустых, возможно кому-то и принадлежащих. Ничего, потом всё отремонтируют и заново покрасят. А сегодня пусть туда заселяются езиды. Это будет очень справедливо и это будет так по государственному. Пусть все увидят, что Курдистан в состоянии не только бороться со всякой нечистью, но курдская власть способна принимать непростые решения для спасения езидов. Вы ведь сами всегда говорили, что езиды – это не просто курды, они лучшие, то есть истинные курды. А я бы добавила, что они и есть душа курдов. Если их не станет, курды перестанут быть курдами. Уйдёт в забвение всё, что отличало наш народ от других, что составляло нашу суть, что было нашим и только нашим домом, нашим миром и нашей совестью и верой. А что такое бренная плоть без души? Ничто! Они уже хлебнули лиха, горя, многие потеряли родных и близких и могут потерять надежду. Взоры всех сегодня обращены на Курдистан и на Вас, господин Президент. Мы так верим Вам и так верим в Вас!
Теги: Аза Авдали, езиды, Курдистан, Заратустра, езидизм, пешмерга, ДПК, Иракский Курдистан