Ежедневно в мировых СМИ появляются все новые сообщения о ракетно-бомбовых ударах ВВС США и их союзников по позициям боевиков Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ). И если американцы бомбят джихадистов в Сирии и Ираке, то их западные союзники ограничиваются территорией Ирака. Руководства Великобритании и Франции пока не решаются наносить удары по Сирии без согласия на подобные действия со стороны ее официальных властей. Сегодня уже можно подвести предварительные итоги инициированной Вашингтоном военной операции против ИГИЛ и спрогнозировать возможные сценарии дальнейшего развития событий в регионе.
Точечные ракетно-бомбовые удары западных стран несколько остудили наступательный порыв джихадистов в северо-западных районах Ирака и вдоль сирийско-турецкой границы и не дали им возможности продвинуться дальше в районы компактного проживания курдов. Более того, воспользовавшись поддержкой с воздуха, силы самообороны иракских курдов, известных под названием "пешмерга", смогли даже освободить ряд населенных пунктов, захваченных ранее джихадистами. Однако коренного перелома в борьбе с бандформированиями ИГИЛ пока не просматривается. Их потери в живой силе и боевой технике от ударов западной коалиции незначительны, местные СМИ сообщают и о гибели от этих бомбардировок мирных жителей. Якобы, на подвергшихся атакам с воздуха нефте и газоперерабатывающих объектах работали насильно рекрутированные рабочие и специалисты, пострадали и мирные жители ряда сирийских и иракских населенных пунктов.
В то же время, полевые командиры ИГИЛ, получившие боевой опыт в Афганистане, Ираке, Йемене, Ливии, Сирии, других "горячих точках", начинают приспосабливаться к ударам с воздуха: сокращают передвижение грузовиков и тяжелой боевой техники, уменьшают количество блокпостов, выводят личный состав, вооружение и технику из пустынных районов в укрытия или населенные пункты, используют местных жителей в качестве живого щита, развешивают свои черные флаги на всех зданиях, ограничивают использование мобильных телефонов и радиостанций для переговоров. Учитывая, что созданный ИГИЛ Исламский халифат пользуется поддержкой нескольких миллионов арабов-суннитов Ирака и Сирии и имеет до сотни тысяч фанатично настроенных, хорошо обученных и вооруженных самым современным оружием боевиков-джихадистов, победить их ударами с воздуха весьма проблематично.
Это признают и американские военные эксперты, по самым оптимистичным прогнозам которых, военная операция с использованием авиации против ИГИЛ может растянуться на несколько лет. Планы же проведения в Ираке и Сирии наземной военной операции в Вашингтоне и Брюсселе пока даже не обсуждаются. Негативный опыт длительных военных кампаний западных коалиций в Афганистане и Ираке с практически нулевым результатом служит надежным сдерживающим фактором в отношении их новых военных авантюр в регионе. Б.Обама заявил лишь о планах увеличить военную помощь оппозиционной Свободной сирийской армии (ССА) и иракским вооруженным силам. Якобы, эти две армии и должны стать основной ударной силой для борьбы с ИГИЛ непосредственно на земле. Вашингтон явно не учитывает своих предыдущих провалов на этом направлении, когда подготовленные и вооруженные им подразделения ССА в полном составе переходили на сторону ИГИЛ, а военнослужащие наспех сколоченных механизированных дивизий ВС Ирака, бросив боевую технику и вооружение, в панике бежали с поля боя.
Похоже на то, что в Белом доме до сих пор не понимают, что на самом деле происходит в регионе и не могут оценить реальной угрозы международной безопасности с провозглашением Исламского халифата. Чтобы успешно бороться с ИГИЛ и ликвидировать Исламский халифат нужно, как миниум, следующее:
Создать единый международный фронт борьбы с ИГИЛ под эгидой Совета Безопасности ООН с активным участием Сирии, Ирана, России, Турции, Пакистана, других заинтересованных стран.
Лишить ИГИЛ поддержки со стороны широких слоев населения в Ираке за счет налаживания диалога нового иракского правительства с вождями суннитских племен, религиозными деятелями, привлечения в центральные органы законодательной и исполнительной власти в Багдаде арабов-суннитов, проведения широкой амнистии всех бывших баасистов, политических беженцев, вынужденных эмигрантов, сторонников Саддама Хусейна и боевиков антиправительственных военно-политических группировок.
Способствовать созданию в Сирии единого координационного органа правительства Сирии и умеренной оппозиции по борьбе с ИГИЛ и ему подобными группировками. Не исключено, что совместная борьба арабов-суннитов, арабов-алавитов и курдов в Сирии против ИГИЛ станет базой для прекращения гражданской войны и создания последующего коалиционного правительства.
Жестко и последовательно выполнять пункты соответствующей резолюции СБ ООН, чтобы лишить ИГИЛ финансовой помощи, поставок вооружений и возможности вербовки новых джихадистов по всему миру. Выявить и блокировать счета, фонды всех спонсоров ИГИЛ и других террористических организаций в странах Персидского залива. Рассматривать закупки нефти, газа, оружия, музейных ценностей у ИГИЛ как пособничество террористам.
Поскольку такой план очевидных для экспертного сообщества действий в борьбе с ИГИЛ явно не вписывается в стратегию США и не отвечает их национальным интересам, то, скорее всего, Вашингтон и его союзники ни под каким предлогом не пойдут на сотрудничество с Сирией, Ираном и Россией в борьбе с ИГИЛ, что может привести к окончательному распаду Ирака и Сирии на несколько более мелких анклавов или превращения их во второе Сомали, где долгие годы будут господствовать хаос и насилие. Политизированный или радикальный ислам будет и дальше расползаться по планете, превращаясь в угрозу № 1 нашей цивилизации.
МОСКВА, Информационное агентство "ОРУЖИЕ РОССИИ", ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович