Мир в лихорадочном возбуждении наблюдает и непосредственно, и в прямом эфире эпическую битву за Кобани. К ней притянуты все взоры. Но, как ни гипнотизирует трагедия одинокого, почти безнадежного, но от этого не менее героического, курдского сопротивления, как ни велики курдские потери, - это только предвестники грядущей катастрофы.
В этот момент ИГ стоит практически у ворот Багдада, падение которого, если оно произойдет, а этого нельзя исключать, будет катастрофой вселенского масштаба. В январе части ИГ взяли многострадальную Фалуджу, в 40 милях от Багдада, и за год иракская армия не смогла их оттуда выбить. Наоборот, несмотря на начавшиеся в августе авиаудары, боевики ИГ постепенно расширяют свою зону. Они уже охватили полукругом Багдад с запада. Передовые группы боевиков ИГ уже проникли в район печально известной тюрьмы Абу Грейб, которая находится всего лишь в восьми милях от международного аэропорта иракской столицы. В этом городке боевики ИГ подвергают патрули иракской армии внезапным налетам, но общая ситуация на подступах к Багдаду только ухудшается. В самом Багдаде действуют подпольные ячейки ИГ: они практически ежедневно организуют убийства и взрывы.
Сейчас, по данным западных СМИ, для защиты Багдада иракская армия сосредоточила около 60 тысяч человек, с ними работают иранские специалисты и американские советники, прибывают советники из других стран, примкнувших к коалиции, поэтому считается, что неизбежной угрозы для Багдада нет. Но 12-15 км не расстояние для театра военных действий, где нет реальной позиционной обороны. Американцы наносят авиаудары по районам, прилегающим в Фаллудже и Рамади, и далее вдоль дорог на запад, видимо, пытаясь ослабить напор ИГ на Багдад. Сейчас наступление на Багдад несколько замедлилось, но обозреватели признают, что это, скорее, связано только с перегруппировкой сил ИГ. Однако реальной причиной перегруппировки стала оборона кантона Кобани.
Курды на севере Сирии своим героическим сопротивлением заставили ИГ сосредоточить там свои силы, оттянув на время удар по Багдаду. Из-за недальновидности США и Турция упускают возможность уже сегодня создать реальный второй фронт в Сирии, где только курды, так или иначе связанные с РПК, являются реальной боевой силой, способной вести войну с ИГ. Ни Сирийская свободная армия, ни даже турецкие войска не способны решить эту задачу. В Анкаре очень заблуждаются, если думают, что турецкая армия сможет эффективно действовать в фактически гражданской войне в Сирии, интервенция может провалиться. В этом смысле турки правильно опасаются лезть в Сирию в одиночку, без натовской помощи. Но и НАТО в этом не поможет. В конечном итоге, все равно придется признать тот факт, что без курдов не обойтись, но, видимо, это произойдет только в конечном итоге, после больших потерь. Обидно, что за катастрофу Багдада, которая неминуемо последует за падением Кобани, опять придется расплачиваться простым иракцам: шиитам, а также курдам-файли и другим меньшинствам, которым из центрального Ирака уже и бежать некуда.
Формально превосходство в силах и средствах сейчас на стороне иракской армии, тем более, с такой авиационной поддержкой. Но так было и раньше, поэтому все равно нет уверенности, что она сдержит серьезное наступление ИГ, если оно начнется. По крайней мере, три крупных поражения иракской армии за последние пять месяцев печальное тому подтверждение. Из них падение Мосула - самое крупное. При этом проблемы у иракской армии все те же, и главная из них состоит в том, что нет способного военного руководства. Американские авиаудары оказывают ограниченное влияние на ход наземной операции: нужна непосредственная авиационная поддержка наземным частям на поле боя. Эта потребность осознана для Ирака, где с воскресенья США приступили к использованию, в частности в провинции Анбар, боевых вертолетов "Апач". Они могут наносить более точные удары непосредственно по районам соприкосновения воюющих подразделений. Значит, в порядках иракских войск появились авианводчики из состава спецвойск США, без которых эти задачи невозможно решать. Оборона Багдада требует своего, но этого далеко не достаточно. Как и сотни лет назад, так и сейчас нужен курдский плацдарм и нужны сами курды, хорошо вооруженные, сознающие свою силу и скорую перспективу своей государственной самостоятельности, для разгрома ИГ. Это понимают в ИГ, которое пытается разорвать курдский регион на части, но не понимают в Анкаре и Вашингтоне, что, правда, неудивительно.
Теги: Вадим Макаренко, Сирия, Сирийский Курдистан, Кобани, курды, Исламское Государство, Ирак, Багдад, Свободная сирийская армия, Турция, США, НАТО