Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу посетил с двухдневным визитом Ирак. Как сообщают турецкие СМИ, в ходе переговоров со своим иракским коллегой Хейдаром аль-Абади "были достигнуты конкретные договоренности в отношении обмена информацией и всеобъемлющего сотрудничества в области безопасности". По словам самого аль-Абади, "с этого дня начинается обратный отсчет в борьбе с террористической организацией "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ). Так ли это, покажет время. Тем более что Давутоглу заявил: "ИГИЛ не смогло бы доминировать в Ираке, если бы суннитские политики не были исключены из системы, особенно после вывода американских войск в 2011 г.", а сейчас "центральное правительство Ирака не контролирует 35-40% территории страны".
Конечно, это одна из версий выхода ИГИЛ на геополитическую сцену Ближнего Востока, объявившего о создании на территориях Ирака и Сирии обширного халифата. Факт в том, что вооруженная борьба с ИГИЛ набирает обороты, рискуя перерасти в полномасштабную региональную войну с вовлечением Турции. Это может стать для Анкары большой бедой. И вот почему. Планы всех других "игроков" касаются не проблемы ИГИЛ, они преследуют свои цели. В Турции нет институциональных образований, включая даже самые радикальные формы исламизма, симпатизирующих ИГИЛ. Для Турции ИГИЛ — модное течение, не имеющее корней, которое подпитывается не идейными традициями, а текущими проблемами. Для других стран — это эффективный "ключ" к восстановлению влияния в регионе. ИГИЛ открыло Ирану большие возможности и вакантную нишу. Монархия Саудовской Аравии, существующая в условиях хрупкого равновесия между кланами, использует эту гигантскую проблему для сведения внутренних счетов и модернизации отношений с Западом. Президент Асад снова приобрел актуальность в качестве альтернативы ИГИЛ в Сирии. Забылись ошибки шиитской власти в Ираке. Для Барзани в Северном Ираке наступил "золотой век". Смеху подобно: Рабочая партия Курдистана просит у Турции оружие, чтобы противостоять ИГИЛ, расширяя свою международную легитимность. Мир перекраивается заново под предлогом того, что на арене появилась группировка с несколькими тысячами боевиков.
Предшественники ИГИЛ ваххабиты угрожают османской государственности с конца XVIII века. Однако, несмотря ни на что, Турция — государство с устоявшимися традициями, и здесь нет места заигрыванию с ИГИЛ. Более того, ошибки Турции, допущенные в начале гражданской войны в Сирии, были повторены европейскими странами и США. Никто не ожидал, что образовавшееся болото в столь короткое время станет источником такой большой беды. И Давутоглу подтверждает этот факт, отмечая, что современное американское оружие находится в руках ИГИЛ. На территории Сирии они осадили населенный курдами город Кобани. Военные действия вынудили почти 200 тыс. мирных граждан искать прибежища в Турции. А что же делают в этой ситуации Соединенные Штаты? Военно-транспортная авиация США сбрасывает оружие, боеприпасы и медикаменты защитникам города. Однако вся партия вооружения оказывается в руках боевиков ИГИЛ. Анкара все это видит, и такая перспектива ее не устраивает.
Ариф Асалыоглу — турецкий публицист, специально для ИА REGNUM