Угроза наступления боевиков ИГИЛ на Багдад и утрата контроля за третью территории страны вынудила центральное правительство Ирака пойти на некоторые уступки Курдистанскому региону. В частности, наконец-то были достигнуты договоренности о порядке добычи и экспорта углеводородов Иракского Курдистана и находящихся ныне под контролем курдов месторождений Киркука, а также участии Багдада в финансировании курдских бригад "пешмерга". Большую заинтересованность в сглаживании все нараставших противоречий между Эрбилем и Багдадом проявили основные внешние партнеры правительства Хейдара аль-Абади в лице Вашингтона и Тегерана.
В целом, союз курдов с арабо-шиитским правящим большинством страны можно было бы приветствовать, если бы не одно "но". Дело в том, что проводившийся с 2003 года внутриполитический курс Багдада на дискриминацию арабо-суннитского населения страны ничуть не изменился. Наиболее уродливые формы процесс так называемой "дебаасизации" Ирака приобрел в годы премьерства Нури аль-Малики. Под предлогом борьбы с функционерами партии Баас и сторонниками Саддама Хусейна центральное правительство подвергло репрессиям сотни тысяч простых иракцев-суннитов, которые ранее находились на государственной или военной службе. Многие из них были казнены, брошены в тюрьмы, подверглись судебному преследованию, свыше миллиона иракцев вынуждены были бежать в Сирию и другие страны. Даже те из них, кто пытался сотрудничать с новыми властями, например, вице-президент страны представитель арабов-суннитов Тарик аль-Хашими, неоднократно приговаривался к смертной казни и вынужден был скрываться в соседних странах.
Развязанная Малики и его подручными "охота на ведьм" или целенаправленная кампания по отстранению от власти, нефтяных и денежных потоков арабов-суннитов завершилась восстанием 8 суннитских провинций и практически добровольным их присоединением к ИГИЛ или, как сейчас называется эта территория, - Исламскому халифату. Созданная с помощью американских инструкторов и специалистов армия Малики разбежалась при первых выстрелах, бросив боевую технику и вооружение на поле боя. Десятки миллиардов долларов США на нужды обороны были потрачены неэффективно, часть из них разворована чиновниками. Сегодня сопротивление боевикам ИГИЛ оказывают лишь курдские бригады "пешмерга" и ополченцы шиитской милиции с легким вооружением.
Иракцы ожидали позитивных перемен во внутриполитическом курсе страны со сменой главы правительства, но этого пока не произошло. Соратник Малики Хейдар аль-Абади не только согласился на назначение бывшего премьера на высокий пост вице-президента, но и стал слепо копировать его ошибки, которые можно отнести к разряду преступлений против своего народа. Вместо того, чтобы реабилитировать невинно пострадавших арабов-суннитов и наладить диалог с вождями суннитских племен, их религиозными лидерами, попытаться привлечь к работе в центральных органах власти лояльных и влиятельных суннитов, Абади обратился к наспех сколоченной США военной коалиции и Ирану с просьбой бомбить позиции ИГИЛ, а поскольку боевики рассредоточились и интегрировались в районы компактного проживания суннитов, то удары ВВС коалиции сопровождаются гибелью местного гражданского населения и разрушением инфраструктуры суннитских провинций. Такие действия окончательно отталкивают миллионы суннитов от багдадских властей. Даже американские эксперты признают неэффективность таких действий и призывают к осуществлению наземной операции против ИГИЛ, но не с участием ВС США и их союзников, а хотят провести ее руками курдов и арабов-шиитов. То есть берется курс на дальнейшее разжигание суннитско-шиитской войны в Ираке и регионе в целом, где курдам отводится роль "третьей силы" или передового отряда в борьбе с исламистами. Вашингтон мало заботят возможные потери курдов в живой силе и новые разрушения курдских провинций.
В этой ситуации лидерам иракских курдов было бы оправданным и дальновидным максимально дистанцироваться от внутриарабского вооруженного конфликта, сосредоточить свои усилия на защите районов компактного проживания курдов, включая оказание военной помощи курдам-езидам района Синджар и своим сирийским собратьям. Президент страны Фуад Маасум (курд), другие курды в центральном правительстве и федеральном парламенте могли бы более активно выступить с инициативой организации мирных переговоров с лидерами арабов-суннитов, ставить вопрос о реабилитации всех невинно пострадавших от репрессий Малики суннитов. Ведь становится все более очевидным, что военного пути решения проблемы арабов-суннитов в Ираке нет и быть не может. Пассивность в этом вопросе и следование антисуннитской политике Багдада может скомпрометировать курдских представителей в центральной власти и в будущем создать проблему в налаживании их отношений с соседними арабо-суннитскими провинциями.
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Исламское государство Ирака и Леванта, Исламское Государство, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, пешмерга, нефть, Киркук, Хейдар аль-Абади, США, Иран, шииты, сунниты, Нури аль-Малики, Баас, Саддам Хусейн, езиды, Шангал, Синджар, Фуад Масум