Как известно, с каждым днем бои между боевиками Исламского халифата и защитниками Ирака, Сирии и Курдистана становятся ожесточенными. Джихадисты поменяли тактику ведения боевых действий против правительственных сил, сил Пешмерга и защитников Кобани, стали использовать смертников, а бежавших с поле боя боевиков расстреливают. Например, недавно в Мосуле расстреляли около 150 боевиков, сбежавших из Шангала при наступлении сил Пешмерга. Только в Кобане (сирийский Курдистан) за 93 дня его осады боевики ИГИЛ 36 раз использовали смертников. У Пешмерга и защитников Кобани имеются определенные навыки и опыт по предотвращению такого необычного способа ведения военных действий с использованием смертников.
В настоящие время силы Пешмерга сражаются с боевиками Исламского государства от имени всего человечества и они доказали всему миру свою храбрость и силу. В этой войне курдская сторона потеряла около 750 своих сыновей, храбро сражавшихся с джихадистами. Около 3 500 пешмерга были ранены с начала боевых действий против Исламского государства. В Ираке только за декабрь 2014 года было убито 1770 человек, а в Сирии - 693 человека. Данная статистика показывает, что степень жестокости войны между противоборствующими сторонами очень высока.
Главная задача Исламского государства расширить границы своей территории и в первую очередь захватить жизненно важные объекты, имеющие экономическое значение. Кроме того, боевики ИГИЛ ставят своей целью уничтожение храмов, церквей, мечетей и исторических архитектурных памятников. На захваченных землях занимаются мародерством и убийством непокорных людей, христиан и езидов.
Одним словом, все это называется варварством 21 столетия. Как же остановить это варварство?
В борьбе против варварства Исламского государства Вашингтон на кого должен опереться, на кого ставить ставку?
В последнее время коалиция во главе с США поняла, что единственная сила, которая способна противостоять боевикам ИГИЛ - это силы Пешмерга.
Поэтому лидеры и высокопоставленные лица зарубежных государств напрямую посещают Эрбиль, минуя Багдад.
Правительственная армия Ирака не боеспособна, морально и психологически не готова к войне против боевиков ИГИЛ. Вашингтон пытается подготовить новую Иракскую армию, чтобы вместе с курдскими силами весной начать широкомасштабное наступление на позиции Исламского государства. Вся эта затея сомнительна и к военному успеху не приведет, потому что на сегодняшний день ИГИЛ имеет мощную и хорошо вооруженную армию численностью около 40 тыс. боевиков. В случае необходимости ИГИЛ из числа населения на захваченных территориях может мобилизовать более 200 тыс. человек. Каждый боевик морально и психологически готов умереть, как воин Аллаха, за идею создания Исламского халифата и соблюдению законов Шариата.
На 2015 год руководство Исламского государства разработало новую программу по расширению своих территориальных границ и охвату других государств халифатскому движению. С этой целью ИГИЛ скоро направит свою армию на захват Иордании и Саудовской Аравии. С курдскими вооруженными формированиями боевики не будут воевать, так как за полгода войны с курдами ИГИЛ потерял около 16 тыс. своих воинов и имеют десятки тысяч раненых. В Иордании и Саудовской Аравии народ с нетерпением ждет боевиков ИГИЛ, потому что гражданам этих стран надоела монархия, они хотят чего-то нового в жизни и проведения реформ во всех государственных структурах, а также в общественно-политической жизни общества.
С уходом США из Афганистана в Центральной Азии появятся серьезные проблемы, поэтому Узбекистан и Туркменистан выстраивают новую стратегию по защите своих территорий. А Таджикистан и Киргизия рассчитывают на военные базы России, находящиеся на их территории.
Боевики ИГИЛ уже появились в Афганистане, что близко к границам Центральной Азии. Россия должна принять меры по недопущению захвата ими новых территорий в Центральной Азии. Дело в том, что боевики радикальной организации Исламское движение Узбекистана (ИДУ) уже дважды совершали нападение на Кыргызстан и Ферганскую долину. Данная радикальная организация и движение Талибан уже приняли присягу на верность лидеру Исламского халифата. Боевики этих обеих террористических организаций готовы вместе с боевиками ИГИЛ выступить против Центрально-Азиатского региона.
В 2015 году глобальный джихад будет продвигаться как в сторону Центральной Азии, так и в сторону стран Персидского залива, а также попытается попасть на Северный Кавказ. Весной текущего года у границ Центральной Азии ситуация обострится, начнутся крупномасштабные боевые действия. В конце прошлого года в Ташкентской области Узбекистана были арестованы 24 экстремиста-сторонника ИГИЛ, из них 18 женщин. В Центральной Азии наблюдается тенденция создания ячеек экстремистских группировок. В Кыргызстане около 8% женщин наряду с мужчинами активно участвуют в экстремистской деятельности. Они в своих семьях создают порядки и законы шариата, запрещают своим детям смотреть телевизор, слушать радио, покупать журналы и газеты. Вот, таким образом, они воспитывают своих детей по законом шариата. Эти факты говорят о том, что в республиках Центрально-Азиатского региона религиозное просвещение очень слабое, в мечетях имамы во время пятничной молитвы не разъясняют верующим постулаты Корана. Для Центрально-Азиатского региона достаточно несколько сотен боевиков ИГИЛ для того, чтобы Ферганскую долину и Баткенскую область Кыргызстана превратить в театр кровопролитных сражений. Население не сумеет себя защитить, потому что оно не готово к гражданской обороне. В рядах армии Исламского государства в настоящее время находится около 3 тыс. боевиков-выходцев из республик Центральной Азии, они прошли хорошую психологическую и религиозную подготовку в боях в Ираке и Сирии.
Наверное, они уже появились в Афганистане, где проживают около 5 млн. узбеков и свыше 2 млн. таджиков и порядка 200 тыс. туркменов. Первая же внезапная и мощная атака боевиков ИГИЛ на Ферганскую долину приведет к панике среди мирного населения во всех республиках Центрально-Азиатского региона. Появятся сотни тыс. беженцев, потребуется гуманитарная помощь. Готовы ли государства данного региона к этим вызовам? Принимаются ли этим государствам достаточно мер по защите государственных границ и по защите гражданского населения? Проводится ли среди мирного населения через СМИ психологическая и просветительская работа в этом направлении? Все эти вопросы должны находиться под контролем государств региона, иначе не избежать катастроф и трагедий. Эту работу должна возглавить Российская Федерация, иначе весной текущего года в Ферганской долине на стыке трех государств взорвется ситуация. Москве необходимо усилить свою группировку, как на военной базе в Таджикистане, так и на авиабазе а Канте (Кыргызстан), чтобы во всеоружии встретить атаки боевиков ИГИЛ и ИДУ. Кроме того, следует в Центрально-Азиатском регионе создать мобильную группу воздушно-десантных войск. Без создания мобильного батальона из десантников трудно будет противостоять джихадистам. Опыт войны с боевиками ИГИЛ в Ираке и Сирии показывает, что в настоящее время джихадисты ведут партизанскую войну по новой тактике, поэтому не следует рассчитывать на регулярную армию, состоящую из 18-20 летних парней. Она не сможет адекватно им противостоять. Кроме того, десантники должны пройти специальный курс муштровки в борьбе против смертников. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что на территориях государств Центральной Азии развернута широкая сеть подполья из числа сторонников ИГИЛ, которые в тылу будут помогать джихадистам и раскачают ситуацию, то есть в тылу возможны пожары.
Согласно программе ИГИЛ на 2015 год, кроме захвата части территорий государств Центрально-Азиатского региона, джихадисты прорвутся на юг, то есть сделают бросок за нефтью в страны Персидского залива и выход на Синайский полуостров, где в настоящее время боевики из террористической группировки Ансар Байт Эль-Макдис, принявшей присягу на верность лидеру ИГИЛ, ведут партизанскую войну против Египетской армии. Ясно, что война в Ираке будет затяжная. В 2015 году Иракская армия не сможет освободить Мосул от джихадистов без сил Пешмерга.
Иракские курды - реальный партнер и союзник США. В настоящее время курды из регионального фактора превратились в регионального игрока. Теперь всем понятно, что курды могут оказывать существенное влияние на баланс сил в ближневосточном регионе. Международная коалиция по борьбе с ИГИЛ и мировое сообщество теперь признали, что только курды являются единственной силой на Ближнем Востоке и они в одиночку в данное время защищают человечество от варварства ИГИЛ. Учитывая эту реальность, Исламский халифат намерен отказаться от войны с курдами на курдских землях, от которых получил сокрушительный удар и понес большие потери в людских ресурсах своей армии. Однако, курдские военные силы не должны воевать за пределами своих территорий, тем более за освобождение Мосула. Дело в том, что после освобождения Мосула от джихадистов и после победы над ИГИЛ, арабы, туркмены и курды будут сражаться друг с другом за Киркук и окружающие его нефтеносные районы. Арабы заявляют, что Киркук - это арабский город. Туркмены считают Киркук своим городом. Но арабы и туркмены готовы объединиться и совместно выступить против курдов из-за Киркука. Недавно на совместной пресс-конференции с губернатором Киркука спикер Иракского парламента (араб-суннит) заявил: Мы требуем вооружения арабских и туркменских племен провинции Киркук для противостояния ИГИЛ. Этот призыв означает, что после победы над Исламским государством арабы-сунниты и туркмены должны объединиться, чтобы сражаться с курдами за Киркук. С другой стороны шиитская милиция требует, чтобы курды освободили спорные территории. Одним словом, после победы над ИГИЛ начнется крупномасштабная война между шиитской милицией, арабами-суннитами и туркменскими племенами с одной стороны и курдами с другой стороны за Киркук и спорных территорий. В связи с этим курдским вооруженным силам не выгодно совместно с правительственными войсками освобождать Мосул от джихадистов. Для принятия участия в этой военной операции курды должны получить гарантию от Вашингтона и поставить перед США следующие условия, а именно:
1. Оказать содействие курдам в проведении референдума на спорных территориях.
2. Признавать независимость Курдистана при ее объявлении.
3. Не препятствовать курдам в приобретение военной авиации.
Если эти условия не будут приняты, тогда курдам не целесообразно вести военные действия за пределами Курдистана.
Руководству южного Курдистана в настоящее время необходимо наращивать свою военную мощь и закрепить свои позиции на спорных территориях, а также подготовиться к проведению референдума до Новруза. Курды должны знать, что в перспективе наибольшая опасность будет исходить не от ИГИЛ, а от арабско-туркменского союза в борьбе за Киркук. Курдская сторона должна быть готова к такому развитию событий.
Ибрагим Алиев
Теги: Ибрагим Алиев, Ирак, Сирия, Курдистан, Исламское Государство, Сирийский Курдистан, Кобани, курды, пешмерга, США, армия Ирака, Афганистан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизия, Россия, Иракский Курдистан, Киркук