Если иракские курды хотят стать полностью независимыми, то должны умно разыграть свои карты, пишет The Economist.
Ни один политик не может опровергать факта, что в международном лексиконе есть такое понятие как курдский регион Ирака. Станет ли Курдистан независимым? И, если да, то когда?
Практически все иракские курды говорят решительное "да" на первый вопрос. Но большинство из них затрудняются сказать что-либо по второму вопросу. Они не знают точно, где будут проходить границы нового государства.
Для создания независимого Курдистана условия как никогда не были столь благоприятны.
"Мы ждали достаточно долго. Мы будем независимы в течение двух лет", - говорит Сирван Барзани, внук Мустафа Барзани, вождя курдов в 1903-79 гг.
В июне прошлого года джихадисты Исламского Государства (ИГ), совершив переход по сирийской пустыне, захватили Мосул, второй по величине город Ирака. Исламское государство объявило, что этим оно завершило колониальную эпоху времен Сайкс-Пико ликвидировав границу между Ираком и Сирией, чтобы создать новый халифат.
"Однако в стремлении разрушить государства арабского мира, ИГ, возможно, помогает рождению Курдистана", - пишет The Economist.
Президент курдского региона Масуд Барзани, сын Мустафы, заявил, что независимость не за горами. По его мнению, Ираку пора прекратить свое существование: "Пришло время решать свою судьбу, и мы не должны ждать, пока другие решат ее за нас".
Нечирван Барзани - премьер-министр и племянник президента, соглашаясь с данными утверждениям, отметил что "Ситуация после захвата ИГ Мосула совсем другая".
"Ирак в настоящее время является несостоявшимся государством. Там нет единого иракского народа. Но независимость не будет предлагаться нам, мы должны добиться ее. Если курды будут действовать дипломатично, то это может быть достигнуто в течение пяти или шести лет", - считает Барзани.
Тем не менее, он прекрасно отдает себе отчет в том, что стабильный, независимый Курдистан может возникнуть только в сотрудничестве со своими соседями, особенно с Турцией, и с согласия правительства Ирака: "Первая сторона переговоров это сам Багдад, - говорит он, - мы должны убедить их".
Нечирван Барзани, подчеркивает дружбу с Турцией и Масудом Барзани, который прекрасно ладит с Реджепом Тайипом Эрдоганом - президентом Турции.
Ежегодная двусторонняя торговля в настоящее время в иракском Курдистане, где работает 100 000 турков, превышает $ 8 млрд. Они построили шикарный новый аэропорт в Эрбиле, куда американцы и европейцы могут въезжать без визы. Турция является ведущим инвестором в регионе.
"Это удивительно. Пять лет назад никто и подумать не мог, что такое возможно", - удивляется Бархам Салих.
Но экономика Иракского Курдистана по-прежнему основана исключительно на нефти. Их экономика остро нуждается в разнообразии. Банки, коммерческое право и основные услуги, такие как почта - все в зачаточном состоянии.
Салих отмечает, что Турция имеет "золотые наручники" над экспортом курдской нефти.
"Мы не должны обменять одну зависимость на другую. Нам нужны три трубопровода", - говорит Бахрам Салих.
Курды должны получить свой собственный путь – за нефть, которая могла бы позволить им получить экономическую независимость.
В декабре, благодаря военной помощи Эрбиля против ИГ, в которой остро нуждался Багдад, была заключена сделка, которая позволила экспортировать нефть курдов из их собственной территории за счет нового трубопровода, соединенного со старой трубой в Турции до тех пор, пока они посылают выручку от 250 000 баррелей в день в Багдад.
Курды должны умиротворять правительства в Иране и в Багдаде, а также в Турции, если они хотят осуществить свою мечту. Бахрам Салих и другие курдские лидеры все еще сомневаются, окажет ли Турция свою помощь безвозмездно. Некоторые из них говорят о конфедерации с Багдадом как о возможно промежуточном пути к независимости.
Джамиль Байк, руководитель РПК ( Рабочая картия Курдистана) не хочет создавать курдское государство. По его словам РПК отошло от идеологии марксизма-ленинизма и выступает за систему кантонов для всей Турции.
Несмотря на коррупцию, кумовство и феодальные привычки, Иракский Курдистан пользуется уровнем демократии, которым могут позавидовать большинство арабских стран. Две основные партии-Барзани-Демократическая партия и Талабани "Патриотический союз"- в настоящее время правят в коалиции, но остаются соперниками за власть и влияние.
В 2005 году на референдуме курдам было предложено два утверждения: "Я хочу, чтобы Курдистан остался в составе Ирака", и "Я хочу, чтобы Курдистан был независимым". Почти 99% проголосовали за второе. Трудно поверить, что сегодня ответ может быть иным.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, Сирван Барзани, Ирак, Исламское Государство, Мосул, Масуд Барзани, Нечирван Барзани, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, Бархам Салих, РПК, Джамиль Байик, Джаляль Талабани, ПСК